В педагогической практике оправдали себя следующие этапы работы по адаптации:
1. Диагностика учащихся первых классов на предмет успешности адаптации к начальной школе (конец 1 четверти).
1.1. Опрос педагогов, работающих в классах, на предмет выявления плохо адаптированных учащихся.
1.2. Тестирование детей:
а) мотивация учения;
б) рисунок «Что мне больше всего нравится в школе»;
в) изучение самооценки (шкалы: «Здоровье», «Характер», «Счастье», «Ум» Дембо—Рубинштейна).
2. Выявление по результатам диагностики детей, плохо адаптирующихся к школе.
3. Коррекция процесса адаптации — тре н и н г с такими учащимися для создания условий успешной адаптации (И — III четверть).
Задачи коррекции:
— развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения;
развитие социальных и коммуникативных умении, необходимых для установления оптимальных отношений со сверстниками и
формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой адекватной самооценки и низкого уровня школьной тревожности. 4. Повторное тестирование с целью определения успешности
коррекционных мероприятий. Например, в том же 1999 году мы провели повторное тестирование первоклассников в ноябре, и результаты активной работы педагогов с учащимися стали очевидны (табл. 9).
9
Степень адаптации учащихся к школе (исследования Н. Н. Кушна ревой в ноябре 1999 г.)
Класс |
Уровни ГОТОВНОСТИ |
||
|
высокий |
средний |
низкий |
1 |
65 |
26 |
9 |
1 б |
76 |
5 |
19 |
1 в |
74 |
19 |
5 |
1 г |
52 |
48 |
0 |
1 Д |
60 |
40 |
0 |
Ср. показатель |
65,8 |
27,6 |
6,6 |
Таким образом, совместная работа психолого-логопедической службы и учителей начальных классов даже в условиях весьма сложного социума может обеспечить должный педагогический эффект.