Причины неуспеваемости
Имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Например, А. М. Гельмонт поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости:
— глубокого и общего отставания (I категория);
— частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категории);
— эпизодической неуспеваемости (III категории).
В качестве причин первой категории отмечены: низкий уровень предшествующий подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитания ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.
Для второй категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
Для третьей категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на учебных занятиях, нерегулярное выполнение домашних заданий.
Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю. К. Бабанский. Он изучал учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости учебные возможности, в понимании Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют собой синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями.
Схема изучения учащихся, разработанная Ю. К. Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы ее же силами.
I — условия внутреннего плана;
II, III, IV —условия внешнего плана;
II — особенности организма школьника; II а — бытовые условия;
II б — гигиенические условия в школе; II в — особенности воспитания в семье;
II г — особенности обучения и воспитания в школе;
III a — причины недостатков бытовых условий;
III б — причины недостатков гигиенических условий в школе;
III в — условия, порождающие недостатки воспитания в семье;
III г — условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса
Эта схема полезна как основа для систематизации имеющихся в литературе данных о причинах неуспеваемости. Она позволила расположить по разным ярусам те явления, которые соотносятся друг с другом как причины и следствия, помогая увидеть иерархию и связи различных групп причин неуспеваемости.