Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Причины неуспеваемости

    Содержание материала

    Причины неуспеваемости

    Имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Например, А. М. Гельмонт поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости:

    —   глубокого и общего отставания (I категория);

    —  частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категории);

    —   эпизодической неуспеваемости (III категории).

    В качестве причин первой категории отмечены: низкий уровень предшествующий подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитания ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

    Для второй категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

    Для третьей категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на учебных занятиях, нерегулярное выполнение домашних заданий.

    Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю. К. Бабанский. Он изучал учебные возможности школьников, объединяя в этом понятии два основных фактора успеваемости учебные возможности, в понимании Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал личности в учебной деятельности и представляют собой синтез особенностей самой личности и ее взаимодействий с внешними влияниями.

    Схема изучения учащихся, разработанная Ю. К. Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы ее же силами.

    I — условия внутреннего плана;

    II, III, IV —условия внешнего плана;

    II — особенности организма школьника; II а — бытовые условия;

    II б — гигиенические условия в школе; II в — особенности воспитания в семье;

    II           г — особенности обучения и воспитания в школе;

    III a — причины недостатков бытовых условий;

    III б — причины недостатков гигиенических условий в школе;

    III в — условия, порождающие недостатки воспитания в семье;

    III г — условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса

    Эта схема полезна как основа для систематизации имеющихся в литературе данных о причинах неуспеваемости. Она позволила расположить по разным ярусам те явления, которые соотносятся друг с другом как причины и следствия, помогая увидеть иерархию и связи различных групп причин неуспеваемости.


    Please publish modules in offcanvas position.