Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Семейный микроклимат

    Содержание материала

    Семейный микроклимат

    является одним из важных условий определения пути развития ребенка. Оказание помощи ребенку взрослыми членами семьи, полное принятие ребенка обеспечивают ему благоприятное развитие. При этом даже при сильных потрясениях или неприятностях (но по частоте возникновения редких) ребенок не «сломается». Губительны для детей постоянные стрессовые семейные ситуации на фоне подавленности, тревожности или агрессии. Они приносят большой вред эмоциональному и психическому развитию ребенка.

    Особенности семейного микроклимата во многом влияют на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, которые в дальнейшем могут стать определяющими. Основные механизмы их закрепления — простое подражание и активные или пассивные реакции протеста. Маленькие дети в своих поступках особенно ориентируются на поведение родителей, которые порой недооценивают его значения. Если мальчик постоянно видит сидящего в кресле папу с газетой, а маму, убирающую квартиру, готовящую обед, подающую и прибирающую посуду, к годам он уже будет пренебрежительно относиться к        к

    домашнему труду, принимать заботу как должное.

    Бывают ситуации, когда дети подражают не положительным, а отрицательным примерам, потому что они оказываются яркими, привлекательными. А если еще взрослые постоянно повторяют: «Бери пример с того-то и того-то», происходит обратное, ребенок протестует и, делает все с точностью до наоборот, потеряв при этом значительную долю симпатии к предлагаемым положительным образцам. Таким образом, дети усваивают как положительные, так и отрицательные манеры поведения. Это зависит от того, кто окружает ребенка, какова степень их эмоциональной привлекательности, а также способности самого ребенка разобраться в этом.

    Помочь детям сориентироватся в многочисленных «образцах» для подражания должны родители. Следует ненавязчиво обращать внимание ребенка на поступки других людей, пытаясь вместе с ним подумать над их целями и причинами. При этом следует не отрицательными оценками людей (и детей, и взрослых), а оценивать только их поступки. Например, лучше не говорить: «Петя плохой, он отнял у Насти куклу». Лучше сказать: «Настя плачет. Петя у нее забрал куклу. Разве так можно? Он, по-моему, нехорошо поступил. Пойдем, утешим Настю».

    На положительные поступки также следует обращать внимание ребенка, особенно в тех случаях, когда они ему не бросаются в глаза: «Смотри, какая добрая бабушка, она нам помогает, вон какой вкусный суп сварила!»

    Кроме подражания, в качестве закрепления форм поведения ребенка часто выступают реакции протеста. Они представляют собой попытку ребенка отстоять свое право на собственное мнение. Независимые самостоятельные поступки помогают отстоять собственное «Я». Возникают эти реакции в ответ на подавление взрослыми детской самостоятельности, недооценки индивидуальности ребенка, попытки полностью контролировать его поведение, грубые и многочисленные приказы, без обсуждения. Взрослые воспринимают эти реакции как упрямство и, не разобравшись в причине его появления, начинают бороться с ним.

    Реакции протеста могут быть активными и пассивными, адекватными и неадекватными. Активные и пассивные формы протеста свойственны в той или иной мере всем детям уже в самом раннем возрасте. Как реакцию пассивного протеста нужно воспринимать отказ малыша от какого-либо действия. Например, ребенок может отказаться говорить в присутствии человека, который его обижал или слишком много от него требовал.

    Для реакции активного протеста характерно другое. Ребенок стремится осуществить действие, которое ему запрещают. Такие дети могут специально портить вещи, воровать и прятать их, бить посуду и тому подобное. Этих своих поступков они не скрывают и, будучи пойманными «на месте преступления», либо замыкаются и молчат, либо начинают громко кричать и плакать. При этом они не просят прощения, а нередко, наоборот, считают себя правыми, утверждают: «Ая буду, будутак делать!»

    Наряду с реакциями активного и пассивного протеста среди механизмов закрепления нежелательных форм поведения встречаются иногда своеобразные невротические реакции (рвота, боли в животе, икота, головные боли), которые появляются в ответ на длительную стрессо- генную обстановку. Это может свидетельствовать о психическом неблагополучии ребенка, но в некоторых ситуациях проявление таких реак- цийзакрепляется у него надолго (как одна из форм протеста).

    Все эти детские протесты не исчезают бесследно. Позже, в подростковом возрасте все эти протесты проявляются вновь, но в еще более осложненном и запутанном виде. Тогда помочь ребенку будет значительно труднее.

    Родители, воспитатели, учителя прежде, чем начинать работу по корректированию поведения детей, должны принять его таким, какой он есть, изучить и понять его особенности развития, условивия жизнедеятельности, чтобы определить тот способ взаимоотношений, который поможет и научит ребенка общаться с другими людьми.

    Задания для самоконтроля:

    1.   Укажите причины недостаточного эмоционального развития детей.

    2.   Опишите разнообразие реакций ребенка при недостаточном позитивном эмоциональном взаимодействии детей и родителей.

    3.   Назовите ряд последствий, которые могут вызвать некоординированные требования членов семьи к ребенку.


    Please publish modules in offcanvas position.