4.10.4. Психолого - педагогическая помощь отстающим
Отечественной педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитии их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предполагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает объем времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников. В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов в крупных школах как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Их называют классами коррекционно-развивающего обучения. Особенностью обучения в коррекционных классах является их меньшая наполняемость (до 18 человек), специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. В этих классах используется режим школы продленного дня; учителя получают повышенную заработную плату. На наш взгляд, для лучшего морального самочувствия учащихся коррекционных классов их следует называть классами повышенного педагогического внимания.
Проблема особых классов актуальна в зарубежной педагогике. Она обсуждается, в частности, в британской педагогической печати. Как известно, в Великобритании действует система, по которой все ученики переводятся в следующий класс, но из неуспевающих формируются особые потоки, работающие по программе со сниженными требованиями. Прогрессивные педагоги выступают против потоков — это часть их борьбы против дискриминации в образовании, против тестов и элитарной школы. Главные возражения против деления на потоки сводятся к следующим:
— предопределяется более низкий уровень развития на будущее;
— происходит дискриминация, снижение ценности личности.
Описан положительный опыт работы начинающих школ без потоков. В некоторых из них применялись факультативные занятия для более способных детей.
Идея о вреде коллективного обучения для отстающих находит поддержку в США в связи с общей критикой классно-урочной системы и попытками перейти на индивидуальное обучение наиболее способных детей.
Сторонники полной индивидуализации обучения недооценивают важности общения для воспитания и развития детей, не понимают стимулирующего значения коллективной работы.
В отечественной педагогической практике дискутируется вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма современными нам представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, могут и хотят догнать класс,
будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои проблемы, пройти испытательный срок.
Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Эти рекомендации направлены на разрешение проблемы как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.