Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - 4.11. Логопедическая помощь детям - мигрантам в освоении русского языка

    Содержание материала

    4.11. Логопедическая помощь детям - мигрантам в освоении русского языка

    Северный Кавказ является сложным конгломератом этносов, верований, уникальных традиций. Его поликультурнос пространство еще более осложнилось после начала известных «чеченских кампаний». Сейчас во многих школах Краснодара, Пятигорска, Ставрополя, Армавира, Ростова число детей из семей мигрантов достигает 5 и более процентов. Все это осложняет учебный процесс и ставит новые педагогические задачи; в частности усложняется работа учителей русского языка.

    Ростовский образовательный комплекс этнокультуры «Детский сад № 177 — средняя школа № 15», являющийся школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук, накопил большой опыт обучения русскому языку детей из разноязычных и иноязычных семей.

    Логопедическое обследование учащихся начальной школы показало, что для 10% детей русский язык не является родным. Среди национальных меньшинств преобладают цыгане (7%), армяне (6%), татары (2%), корейцы (2%). Остальные 3% составляют грузины, удины, ассирийцы, азербайджанцы, чеченцы, украинцы, молдаване. Среди этих детей только 5% владеют русским языком в соответствии с возрастной нормой русскоговорящих учащихся, 10% имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического материала, 70% учащихся начальных классов имеют различные дефекты речи. Недостаточное знание русского языка является основным фактором, мешающим успешному усвоению программы начальной школы, затрудняющим адаптацию в среде русскоязычных сверстников, приводящим к снижению учебной мотивации.

    Для устранения этих негативных явлений в школе разработана комплексная программа предупреждения дезадаптации таких детей, одной из составных частей которой в настоящее время является авторский курс «Культура речи», разработанный педагогом Н. А. Румега. Программа прошла аттестацию в городском отделе народного образования в ! 994 и 1999 годах. Первоначально она была рассчитана на русскоязычных учащихся обычных классов и классов компенсирующего обучения. За время работы автора в многонациональном образовательном комплексе (с 1996 по 2002 г.) программа была адаптирована для занятий с детьми различных национальностей.

    Главными задачами курса «Культура речи» являются:

    —   развитие речи учащихся в процессе работы как над артикуляционной, так и над лексико-грамматической сторонами речи;

    —   развитие внимания к языковым янлениям, умения чувствовать коммуникативную уместность высказывания;

    —   обучение формулированию собственных связных устных и письменных высказываний, стимулирование желания использовать такие высказывания в общении;

    —   работа над овладением навыками речевого этикета и культуры общения.

    Курс состоит из двух разделов. Первый из них предусматривает работу над звуковой стороной речи, второй включает в темы, направленные на формирование лекеико-грамматического строя речи. Так как занятия по программе проводятся с детьми, для которых русский язык не является родным, обязательно учитываются психологические предпосылки овладения иностранным языком. Этот фактор в основном определяет подбор приемов и методов обучения.

    Для отслеживания результатов занятий по программе курса «Культура речи» использовалась методика Г. П. Бессоновой и О. Е. Грибовой. Мониторинг проводился в начале и в конце учебного года. У всех детей, посещавших занятия, отмечена положительная динамика в развитии речи (табл. 10).

    Та б л и ц а

    Качество речи учащихся в % от возрастной нормы

    Начало учебного года

    Конец учебною года

    Звуковое оформление речи

    Словарный запас

    Лексико- грамматический строй

    Звуковое оформление речи

    Словарный запас

    Лексико- грамматический

    строй





    Таким образом, курс «Культура речи» вполне востребован жизнью, так как дети достигают значительных успехов в усвоении русского языка Кроме того, ра звитие речи детей позволяет расширить их кругозор, увеличить запас представлений об окружающем, что, в свою очередь, способствует успешному усвоению учебного материала не только по русскому языку, но и по другим предметам.


    Please publish modules in offcanvas position.