Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - 4 .12 .. Дифференциация букв « б » и « д »   в группе учащихся 2- х классов с диспраксической дисграфией

    Содержание материала

    4 .12 .. Дифференциация букв « б » и « д »   в группе учащихся 2- х классов с диспраксической дисграфией

    Концепция логопедического занятия, разработанная педагогом- логопедом Ростовской СШ № 95 Н. Е. Земской

    Целиурока:

    —   Создание положительного эмоционального настроя, закрепление навыков работы в группе.

    Дифференциация кинетически сходных букв «б» и «д» путем:

    а)  выработки четкой зрительно-моторной координации, зацепления ориентировки в схеме тела в экстраперсональном пространстве,

    б)  стимуляции зрительного внимания и памяти.

    —   Развитие навыков фонематического анализа.

    —   Совершенствование навыков беглого и осмысленного чтения.

    —   Отработка алгоритмов решения орфографических задач, развитие навыков грамотного письма.

    —    Обогащение словарного запаса. Дидактическиематериалы:

    —   набор картинок на пространственную ориентировку, фишки;

    —   предметные картинки «Белка», «Дятел»;

    —   демонстрационные таблицы по дифференциации «б» и «д», слоговая таблица;

    —   элементы строчных букв для конструирования и трансформации;

    —   индивидуальные картинки с заданиями;

    —   листы клетчатой бумаги, карандаши, фломастеры;

    —   мягкая игрушка;

    —  наборное полотно;

    —  доска, мел.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Игра «Пожелание» в кругу на групповое сплочение и создание положительного настроя. Посадка с выполнением задания на пространственную ориентировку и слуховое внимание.

    2.  Изучение и закрепление материала по теме урока:

    —   Задание на ориентировку на клетчатом листе бумаги, в результате которого выявляется тема урока.

    —   Сопоставление звуков [б] и [д] по артикуляции и сравнение букв «б» и «д» с привлечением зрительных опор.

    —   Конструирование и трансформация букв «б» и «д» из элементов в зависимости от наличия этих звуков в отгадках на загадки.

    —   Чтение таблицы с пропуском букв «б» и «д» и графическими опорами (Т у ! ильн и к и др.).

    —   Чтение слогов, включающих буквы «б» и «д» на наборном полотне и подбор концовок к словам:

    буб, баб, дед, боб, дуб, буд, | лик, ка, ки, ры, ка, ро, рый, доб, бод,дуд          | ки, ка

    —   «Рассыпушки» — синтез слов из «рассыпанных» букв — задание на индивидуальных карточках.

    —   элементов букв «б» и «д» в словах и тексте — работа с индивидуальным раздаточным материалом.

    —   «Четвертый лишний» — исключение картинки, отличающейся от остальных одной из «дежурных» букв.

    —  Динамическая пауза. Мысленное рисование на полотне бабочки кисточкой, расположенной на кончике носа. Перекрестная ориентировка.

    129

    —   «Муха» — игра на совершенствование пространственной ориентировки и зрительного внимания — слоговой синтез слов по инструкции логопеда

    ду

    се

    блю

    да

    буд

    ро

    бав

    бы

    бро

    га

    ка

    по

    ди

    ле

    дуд

    бе

    бин

    дя

    до

    рок


    5 - 8856 Кукушин

    —   Звуко-буквенный анализ в плане внутренней речи — работа по перфокартам (определение наличия и места «дежурных букв» в названиях картинок).

    —   Работа по закреплению правописания сомнительных согласных — запись согласной и определение цифрой ее места в слове под картинками и устный подбор проверочных слов.

    —  Трансформация слов — работа у доски (чтение по цепочке).

    3. Подведение итогов. Оценка знаний учащихся. Пароль на выход.

    4.13. Многоуровневое обучение математике в классах повышенного педагогического внимания

    Сложный контингент учащихся вынуждает педагогов искать неординарные формы и методы преподавания любой дисциплины, в том числе и математики. Среди педагогических находок в первую очередь следует назвать многоуровневое обучение. Суть его состоит в следующем. Вначале производится диагностирование базисных знаний учащихся по тому или иному разделу курса. Z учетом результатов диагностики излагается теоретический материал, а затем готовятся разноуровневые задания (не менее трех вариантов) для самостоятельной работы учащихся.

    Вариант Iрассчитан на слабо подготовленных учащихся. Главная задача детей, работающих по этому варианту, состоит в достижении обязательного уровня математическою образования. Для многих заданий здесь даны указания, шаговые инструкции, материалы для самоконтроля.

    Вариант 2 несколько усложнен по сравнению с предыдущим. Он ориентирован, в основном, на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки, з в то же время создает условия для овладения математическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Наряду с заданиями, направленными на отработку основных умений, в нем содержатся несложньге упражнения, требующие проявления смекалки, сообразительности. Как и в варианте 1, к некоторым заданиям даются указания, информация для самоконтроля, однако методическая помощь предоставлена в меньшем объеме.

    Вариант 3 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Он дает им возможность достаточно интенсивно овладеть основными знаниями и научиться применять их в разнообразных усложненных ситуациях. Здесь могут быть задачи, требующие творческого подхода.

    Дифференцированность вариантов самостоятельных работ позволяет учащимся успешно реализовать свои потенциальные возможности в усвоении курса математики, а педагогу — постоянно держать под контролем процесс обучения, вовремя поддержать учащихся, оказать им помощь, следить за постоянным сохранением интереса к получению результата.

    В качестве примера вариативного задания для пятиклассников предлагаем следующее:

    Вариант 1.

    Чтобы решить уравнение 5х = —40, надо —40 разделить на коэффициент при х.

    х = -40 : 5.

    Чему равен корень этого уравнения?

    Вариант 2.

    Чтобы решить уравнение ах - Ъ, надо х = Ь : а, в котором а & 0. Запиши, чему равно а и чему равно Ъ в уравнении 2,3х = 6,9?

    Вариант 3.

    Реши уравнение —2х =1,8 и выполни проверку.

    Наша пятилетняя практика использования многоуровневой системы заданий показала ее высокую эффективность: общая успеваемость по математике в сравнении с контрольными классами возрастает на 12—15%, а качество обучения — на 7—9%.


    Please publish modules in offcanvas position.