4 .12 .. Дифференциация букв « б » и « д » в группе учащихся 2- х классов с диспраксической дисграфией
Концепция логопедического занятия, разработанная педагогом- логопедом Ростовской СШ № 95 Н. Е. Земской
Целиурока:
— Создание положительного эмоционального настроя, закрепление навыков работы в группе.
Дифференциация кинетически сходных букв «б» и «д» путем:
а) выработки четкой зрительно-моторной координации, зацепления ориентировки в схеме тела в экстраперсональном пространстве,
б) стимуляции зрительного внимания и памяти.
— Развитие навыков фонематического анализа.
— Совершенствование навыков беглого и осмысленного чтения.
— Отработка алгоритмов решения орфографических задач, развитие навыков грамотного письма.
— Обогащение словарного запаса. Дидактическиематериалы:
— набор картинок на пространственную ориентировку, фишки;
— предметные картинки «Белка», «Дятел»;
— демонстрационные таблицы по дифференциации «б» и «д», слоговая таблица;
— элементы строчных букв для конструирования и трансформации;
— индивидуальные картинки с заданиями;
— листы клетчатой бумаги, карандаши, фломастеры;
— мягкая игрушка;
— наборное полотно;
— доска, мел.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Пожелание» в кругу на групповое сплочение и создание положительного настроя. Посадка с выполнением задания на пространственную ориентировку и слуховое внимание.
2. Изучение и закрепление материала по теме урока:
— Задание на ориентировку на клетчатом листе бумаги, в результате которого выявляется тема урока.
— Сопоставление звуков [б] и [д] по артикуляции и сравнение букв «б» и «д» с привлечением зрительных опор.
— Конструирование и трансформация букв «б» и «д» из элементов в зависимости от наличия этих звуков в отгадках на загадки.
— Чтение таблицы с пропуском букв «б» и «д» и графическими опорами (Т у ! ильн и к и др.).
— Чтение слогов, включающих буквы «б» и «д» на наборном полотне и подбор концовок к словам:
буб, баб, дед, боб, дуб, буд, | лик, ка, ки, ры, ка, ро, рый, доб, бод,дуд | ки, ка
— «Рассыпушки» — синтез слов из «рассыпанных» букв — задание на индивидуальных карточках.
— элементов букв «б» и «д» в словах и тексте — работа с индивидуальным раздаточным материалом.
— «Четвертый лишний» — исключение картинки, отличающейся от остальных одной из «дежурных» букв.
— Динамическая пауза. Мысленное рисование на полотне бабочки кисточкой, расположенной на кончике носа. Перекрестная ориентировка.
129
— «Муха» — игра на совершенствование пространственной ориентировки и зрительного внимания — слоговой синтез слов по инструкции логопеда
ду |
се |
блю |
да |
буд |
ро |
бав |
бы |
бро |
га |
ка |
по |
ди |
ле |
дуд |
бе |
бин |
дя |
до |
рок |
5 - 8856 Кукушин
— Звуко-буквенный анализ в плане внутренней речи — работа по перфокартам (определение наличия и места «дежурных букв» в названиях картинок).
— Работа по закреплению правописания сомнительных согласных — запись согласной и определение цифрой ее места в слове под картинками и устный подбор проверочных слов.
— Трансформация слов — работа у доски (чтение по цепочке).
3. Подведение итогов. Оценка знаний учащихся. Пароль на выход.
4.13. Многоуровневое обучение математике в классах повышенного педагогического внимания
Сложный контингент учащихся вынуждает педагогов искать неординарные формы и методы преподавания любой дисциплины, в том числе и математики. Среди педагогических находок в первую очередь следует назвать многоуровневое обучение. Суть его состоит в следующем. Вначале производится диагностирование базисных знаний учащихся по тому или иному разделу курса. Z учетом результатов диагностики излагается теоретический материал, а затем готовятся разноуровневые задания (не менее трех вариантов) для самостоятельной работы учащихся.
Вариант Iрассчитан на слабо подготовленных учащихся. Главная задача детей, работающих по этому варианту, состоит в достижении обязательного уровня математическою образования. Для многих заданий здесь даны указания, шаговые инструкции, материалы для самоконтроля.
Вариант 2 несколько усложнен по сравнению с предыдущим. Он ориентирован, в основном, на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки, з в то же время создает условия для овладения математическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Наряду с заданиями, направленными на отработку основных умений, в нем содержатся несложньге упражнения, требующие проявления смекалки, сообразительности. Как и в варианте 1, к некоторым заданиям даются указания, информация для самоконтроля, однако методическая помощь предоставлена в меньшем объеме.
Вариант 3 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Он дает им возможность достаточно интенсивно овладеть основными знаниями и научиться применять их в разнообразных усложненных ситуациях. Здесь могут быть задачи, требующие творческого подхода.
Дифференцированность вариантов самостоятельных работ позволяет учащимся успешно реализовать свои потенциальные возможности в усвоении курса математики, а педагогу — постоянно держать под контролем процесс обучения, вовремя поддержать учащихся, оказать им помощь, следить за постоянным сохранением интереса к получению результата.
В качестве примера вариативного задания для пятиклассников предлагаем следующее:
Вариант 1.
Чтобы решить уравнение 5х = —40, надо —40 разделить на коэффициент при х.
х = -40 : 5.
Чему равен корень этого уравнения?
Вариант 2.
Чтобы решить уравнение ах - Ъ, надо х = Ь : а, в котором а & 0. Запиши, чему равно а и чему равно Ъ в уравнении 2,3х = 6,9?
Вариант 3.
Реши уравнение —2х =1,8 и выполни проверку.
Наша пятилетняя практика использования многоуровневой системы заданий показала ее высокую эффективность: общая успеваемость по математике в сравнении с контрольными классами возрастает на 12—15%, а качество обучения — на 7—9%.