Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - 4.14. Развитие речи учащихся в 3- м классе повышенного педагогического внимания

    Содержание материала

    4.14. Развитие речи учащихся в 3- м классе повышенного педагогического внимания

    Государственный образовательный стандарт обязывает учителя научить каждого ребенка основам наук. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности достижения этой цели в классах повышенного педагогического внимания, на наш взгляд, является дидактическая игра.

    С окружающим миром, отношениями между людьми, трудовыми технологиями ребенок знакомится в играх. Поэтому, если мы хотим в обучении и воспитании детей учитывать их личностные и возрастные особенности и возможности, нужно опираться на ихжизнснный опыт, двигаться от близкого, им понятного к более сложному, абстрактному, используя игровые ситуации — этот удивительный феномен.

    В качестве примера приведем несколько игровых заданий.

    «Вычеркни букву». За одну минуту детям предлагается вычеркнуть конкретную букву. Упражнение проводится в течение месяца каждый день перед началом занятий. Сравнивается количество строчек и пропущенных букв. Затем задание усложняется: «о» обвести в кружок, «а» — в квадрат.

    «Запомни трудное». Каждому ученику выдается карточка с трудными словами. Читаем 20 секунд. Затем нужно воспроизвести слова R том же порядке.

    «Найди «лишнее»аюво»

    — сосна, береза, земляника; — пихта, ель, липа; — коза, корова, курица.

    «Переставленные буквы». Нужно возвратить буквы в стихотворении на свои места.

    Мама мол пыла, Дочка маму рыла, Отец восок нязал, А сын тоску десал.

    (О. Григорьев)

    Многолетний опыт работы в классах повышенного педагогического внимания показывает, что педагогическая коррекция в игровой форме дает больший эффект, чем дополнительные учебные занятия. Однако развитие логического мышления не может подменить овладение техникой речи как устной, так и письменной. Поэтому, планируя работу на предстоящий день, необходимо тщательно продумать, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика — будет ли это диалог, пересказ, устное описание случая, своих впечатлений. Уроки русского языка и литературы неизбежно превращаются в уроки культуры речевого общения.

    Особое внимание следует уделять обогащению лексического запаса учащихся. Необходимо раскрывать многозначность слов, уточнять их смысловую нагрузку, расширять запас синонимов и антонимов, обучать детей правильному использованию слов. Например, составляя рассказ по картине «Осень», дети должны подумать над ситуацией:

    — Какая погода, если светит солнце? (Ясная, солнечная).

    — А когда идет дождь? (Дож,ш         /рная).

    Эти слова учащиеся и используют в своих устных сочинениях. На начальной же стадии обучения письменной речи можно предложить детям составить предложения из разрозненных слов: кот, у, Тииаса, жил, Миши душистая, лугу, на, трава.

    Постепенно задания усложняются, и при составлении рассказов по картине дети не только расширяют словарный запас и усложняют предложения, но и стремятся к точности, эмоциональной насыщенности и выразительности речи.

    Планомерная, систематическая работа дает очевидный результат: уже к концу 3-го класса большинство детей не только овладевает навыками пересказа, но и в состоянии учиться в обычном классе освоения образовательного стандарта.


    Please publish modules in offcanvas position.