5.2.1 Учебно-тематический план
№ тем |
Тема |
Цель и задачи |
Число занятий |
Форма работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Давайте познакомимся |
Знакомство детей. Выработка правил, по которым будет работать группа |
1 |
Беседа, упражнение на знакомство, выработка основных правил группы. Снятие эмоционального напряжения. Игра «Дракон» |
2 |
Тайна моего «Я» |
Развитие у ребенка адекватной самооценки |
1 |
Упражнение-игра «Имя». Игры «Похвалики», «Кораблик», «Комплименты» |
3 |
Учимся сплоченно работать |
Отработка навыков общения и совместной деятельности |
1 |
Гимнастика на эмоциональное расслабление. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
«Сороконожка», коллективный рисунок. «Путаница» |
4 |
Учимся общаться |
Формулирование навыков четкого формулирования своих мыслей при общении со сверстниками |
1 |
Снятие мышечного и эмоционального напряжения. «Новая сказка», рисуем «Новую сказку». «Мой хороший попугай» |
5 |
Узнай секреты своего настроения |
Освоение способов повышения настроения и обучение передавать его красками |
1 |
Упражнение на снятие эмоционального напряжения. «Походка и настроение», «На что похоже наше настроение сегодня», рисуем настроение музыки |
6 |
Какие бывают эмоции? |
Основы распознавания и владения невербальными способами самовыражения |
1 |
Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Тренировка эмоций, классификация чувств. Раскрашивание ребенком образов или предметов обозначающие полярные понятия |
7 |
Учимся справляться с гневом |
Научить контролировать свой гнев |
1 |
Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Игры «маленькое привидение», «Связующая нить», «Липучка» |
8 |
Вместе играть веселее |
Повышение навыков группового общения |
1 |
Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Игры «Большой Puzzle», «Говорили», «Дракон» |
9 |
Что мы открыли для себя нового на наших занятиях |
Выявление положительных факторов в группе, по мнению самих детей. |
1 |
Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Упражнения |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Повторная диаг |
Отслеживание эф |
1 |
Тесты «Люшера», мето |
|
ностика |
фективности кор- |
|
дика «Цветовой тест от |
|
|
рекционных мероп |
|
ношений», «Метод нео |
|
|
риятии |
|
конченных предложе |
|
|
|
|
ний». Рисунок «В школе» |
5.3. Адаптационный тренинг для пятиклассников
«Путешествие в страну пятиклассников»
Цель занятия: Выявление учащихся с риском развития дезадаптации при переходе в среднюю школу.
Дидактические средства: карточки с названием животных к игре «Зоопарк»;
— двойные листочки с заготовками на игры;
— цветовой тест Люшера;
— листы формата А 4;
— цветные карандаши.
Ход занятия
1 этап — знакомство.
Психолог (обращается к классу):
Вы, ребята окончили начальную школу. Вы стали на год взрослей. Много нового уже встретилось вам в пятом классе и еще встретится, что нового вам запомнилось, чего не было в начальной школе?
Дети: Новые учителя, предметы.
Педагог: Вы видите, как изменилась вокруг вас обстановка и изменились вы сами, потому что вы уже — пятиклассники. Чтобы поближе познакомиться с вами, мы отправимся в путешествие по Стране пятиклассников. Для этого мы должны вначале купить билеты.
(Проводится групповойтестЛюшера. Детям предлагается выбрать цвет из карточек Люшера—тот цвет, в которомребенок видит себя).
2 этап — Путешествие.
1 станция — «Знакомство». Дня знакомства используется игра «Расскажи об однокласснике».
Педагог: Вы, ребята, хорошо знаете друг друга. Скажите, есть ли у вас в классе новые учащиеся?
(Дети называют новичков.)
А кто уже познакомился с новенькими и может рассказать об одном из них?
(Продолжение этой игры: классный руководитель описывает ребенка, а класс угадывает, о ком говорит учитель. Должны говорить только хорошее, типа: «Он добрый, хороший но бегает на перемене и опаздывает на урок»).
Педагог: А теперь кто из вас хочет описать своего одноклассника, не называя его имени? Старайтесь описать так, чтобы товарищам не было обидно. Кто попробует?
(Выходят к доске 4—5 человек, желающие их описывают, не называя имени, а класс догадывается, о ком речь).
3 этап. Работа с листочком.
В начале занятия всем детям выдаются двойные листочки в клеточку.
2 станция: «Что я люблю?» Дети заполняют сердце из двух частей:
• Я — люблю.
• Я — не люблю (приложение I).
Педагог: По моему сигналу вы, дети, должны написать в одной части, вы любите, во второй половине вы не любите.
Пример. Я люблю читать, я не люблю лук.
3 станция — « Рас с у жде н и е». Внутри листа заполняется анкета пятиклассников «Неоконченное предложение»:
— В начальной школе мне всего нравилось...
— В пятом классе мне больше всего нравится...
— В начальной школе мне не нравилось...
— В пятом классе мне не нравится...
— Если бы я был директором, что бы я сделал, чтобы в школе стало лучше?...
— Если бы я был классным руководителем, что бы я сделал, чтобы в классе было
(Обсуждение анкеты вслух.)
4 станция — И г р о в а я. Игра «Зоопарк». Дети становятся в круг. Сейчас ребята, каждый вас получит карточку, на которой написано название животного. По моей команде вы будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название которого написано на карточке. Задача каждого участниа — найти того одноклассника, который изображает такое же животное. Нужно встать рядом с ним. Разговаривать во время игры не разрешается.
Затем дети должны стать в две шеренги по парам; первой шеренге дается карточка с названием животного, и дети его изображают, а вторая шеренга отгадывает название животного. И в результате весь класс разбивается на группы по четыре, пять, шесть человек в зависимости от числа учащихся в классе. В таком составе дети рассаживаются за парты отправляются на следующую станцию.
5 станция — «Настоящее пятиклассников».
Задание 1. Выбрать себе название.
Задание 2. Ответить на вопросы:
— записать, а затем назвать всех учителей, которые у вас преподают;
— назвать пять качеств настоящего пятиклассника (например, любознательность, самостоятельность).
Результат обсуждается вслух.
6 станция — « Ко неч н ая», используется методика «Цветовой тест отношений»).
Последняя страница в двойном листочке, на нем нарисовано четыре квадрата.
Педагог: Дети, закрасьте квадратики тем цветом, в котором вы видите:
— учителя,
— маму,
— одноклассников,
— школу.
(Можно использовать тест Люшера, ставить в квадратики цифры карточек теста Люшеры).
Заключительный этап: проводится рисуночный тест «Моя семья».
Подведение итогов занятия: что вам понравилось, дети, а что не понравилось на уроке?
Прощание.
Приложение 1
Образец карточки для 2-й станции
5.4. Содержание коррекционных занятий Занятие 1. «Давайте познакомимся»
Цель занятия: Знакомство детей. Выработка правил, по которым будет работать группа.
Звуковой ряд: «Жалоба Ингрид» Э. Грига.
Содержательная часть занятия
Упражнение «Знакомство».
Группа сидит в кругу. Ведущий передает мяч (или мягкую игрушку), называет свое имя и на первую букву — качество характера (например, Валя — веселая). Затем передает игрушку очередному ученику, который должен назвать свое имя и качество характера на первую букву своего имени, и т. д. Так производится снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Игра «Зимняя прогулка».
Дети приседают, набирают снег, лепят снежок, встают и правой рукой с силой бросают снежок от плеча. То же самое повторяется левой рукой. Упражнение выполняется 3 раза. Слова ведущего: «Мы испачкались в снегу, нам надо его отряхнуть». Дети трясут правой ногой, а потом — левой. Ведущий: «Мы пришли с прогулки, разделись. Ладошками растираем руки, ноги, лицо, нос, уши. Хорошо растираем уши, спину и живот. Мы устали, нам надо отдохнуть. Расслабляем по очереди одну руку, затем другую; одну ногу, затем другую. Для перехода к основным упражнениям дети становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.
Беседа «Выработка и обсуждение правил группы».
/ этап: Правила поведения в группе.
1 правило — На занятие приходить без опоздания.
2 правило — Быть активными.
3 правило — Один говорит — все слушают.
4 правило — Выслушивать без критики.
(Можно добавлять и другие правила.)
2 этап:Придумать приветствие.
Приветствие: Ведущий протягивает руку, дети кладут на нее свои руки, затем ведущий кладет свою руку. Все немного приседают и выбрасывают руки вверх. При этом говорят: «Здравствуйте!»
Зэтап — Прощание. Дети придумывают сами форму прощания. Приветствие и прощание сохраняется на протяжении всех занятий.
Игра «Дракон». Цель — групповое сплочение детей.
Дети выстраиваются по линейке, держась за плечи. Последний оказывается «хвостом», первый участник («голова») должен поймать «хвост». Ребенок, который был «головой», после поимки «хвоста» становится в конец строя. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в ролях «головы» и «хвоста».