Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - 5.2.1 Учебно-тематический план

    Содержание материала

    5.2.1 Учебно-тематический план

    тем

    Тема

    Цель и задачи

    Число занятий

    Форма работы

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    Давайте познакомимся

    Знакомство детей. Выработка правил, по которым будет работать группа

    1

    Беседа, упражнение на знакомство, выработка основных правил группы. Снятие эмоционального напряжения. Игра «Дракон»

    2

    Тайна моего «Я»

    Развитие у ребенка адекватной самооценки

    1

    Упражнение-игра «Имя». Игры «Похвалики», «Кораблик», «Комплименты»

    3

    Учимся сплоченно работать

    Отработка навыков общения и совместной деятельности

    1

    Гимнастика на эмоциональное расслабление.


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5





    «Сороконожка», коллективный рисунок. «Путаница»

    4

    Учимся общаться

    Формулирование навыков четкого формулирования своих мыслей при общении со сверстниками

    1

    Снятие мышечного и эмоционального напряжения. «Новая сказка», рисуем «Новую сказку». «Мой хороший попугай»

    5

    Узнай секреты своего настроения

    Освоение способов повышения настроения и обучение передавать его красками

    1

    Упражнение на снятие эмоционального напряжения. «Походка и настроение», «На что похоже наше настроение сегодня», рисуем настроение музыки

    6

    Какие бывают эмоции?

    Основы распознавания и владения невербальными способами самовыражения

    1

    Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Тренировка эмоций, классификация чувств. Раскрашивание ребенком образов или предметов обозначающие полярные понятия

    7

    Учимся справляться с гневом

    Научить контролировать свой гнев

    1

    Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Игры «маленькое привидение», «Связующая нить», «Липучка»

    8

    Вместе играть веселее

    Повышение навыков группового общения

    1

    Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Игры «Большой Puzzle», «Говорили», «Дракон»

    9

    Что мы открыли для себя нового на наших занятиях

    Выявление положительных факторов в группе, по мнению самих детей.

    1

    Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Упражнения


    Окончание табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    10

    Повторная диаг

    Отслеживание эф

    1

    Тесты «Люшера», мето


    ностика

    фективности кор-


    дика «Цветовой тест от



    рекционных мероп


    ношений», «Метод нео



    риятии


    конченных предложе





    ний». Рисунок «В школе»


    5.3. Адаптационный тренинг для пятиклассников

    «Путешествие в страну пятиклассников»

    Цель занятия: Выявление учащихся с риском развития дезадаптации при переходе в среднюю школу.

    Дидактические средства: карточки с названием животных к игре «Зоопарк»;

    —  двойные листочки с заготовками на игры;

    —   цветовой тест Люшера;

    —   листы формата А 4;

    —  цветные карандаши.

    Ход занятия

    1 этап — знакомство.

    Психолог (обращается к классу):

    Вы, ребята окончили начальную школу. Вы стали на год взрослей. Много нового уже встретилось вам в пятом классе и еще встретится, что нового вам запомнилось, чего не было в начальной школе?

    Дети: Новые учителя, предметы.

    Педагог: Вы видите, как изменилась вокруг вас обстановка и изменились вы сами, потому что вы уже — пятиклассники. Чтобы поближе познакомиться с вами, мы отправимся в путешествие по Стране пятиклассников. Для этого мы должны вначале купить билеты.

    (Проводится групповойтестЛюшера. Детям предлагается выбрать цвет из карточек Люшера—тот цвет, в которомребенок видит себя).

    2 этап — Путешествие.

    1 станция — «Знакомство». Дня знакомства используется игра «Расскажи об однокласснике».

    Педагог: Вы, ребята, хорошо знаете друг друга. Скажите, есть ли у вас в классе новые учащиеся?

    (Дети называют новичков.)

    А кто уже познакомился с новенькими и может рассказать об одном из них?

    (Продолжение этой игры: классный руководитель описывает ребенка, а класс угадывает, о ком говорит учитель. Должны говорить только хорошее, типа: «Он добрый, хороший но бегает на перемене и опаздывает на урок»).

    Педагог: А теперь кто из вас хочет описать своего одноклассника, не называя его имени? Старайтесь описать так, чтобы товарищам не было обидно. Кто попробует?

    (Выходят к доске 4—5 человек, желающие их описывают, не называя имени, а класс догадывается, о ком речь).

    3 этап. Работа с листочком.

    В начале занятия всем детям выдаются двойные листочки в клеточку.

    2 станция: «Что я люблю?» Дети заполняют сердце из двух частей:

    •   Я — люблю.

    •   Я — не люблю (приложение I).

    Педагог: По моему сигналу вы, дети, должны написать в одной части, вы любите, во второй половине                                                   вы не любите.

    Пример. Я люблю читать, я не люблю лук.

    3 станция — « Рас с у жде н и е». Внутри листа заполняется анкета пятиклассников «Неоконченное предложение»:

    — В начальной школе мне     всего нравилось...

    — В пятом классе мне больше всего нравится...

    —  В начальной школе мне не нравилось...

    — В пятом классе мне не нравится...

    —  Если бы я был директором, что бы я сделал, чтобы в школе стало лучше?...

    —  Если бы я был классным руководителем, что бы я сделал, чтобы в классе было

    (Обсуждение анкеты вслух.)

    4 станция — И г р о в а я. Игра «Зоопарк». Дети становятся в круг. Сейчас ребята, каждый вас получит карточку, на которой написано название животного. По моей команде вы будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название которого написано на карточке. Задача каждого участниа — найти того одноклассника, который изображает такое же животное. Нужно встать рядом с ним. Разговаривать во время игры не разрешается.

    Затем дети должны стать в две шеренги по парам; первой шеренге дается карточка с названием животного, и дети его изображают, а вторая шеренга отгадывает название животного. И в результате весь класс разбивается на группы по четыре, пять, шесть человек в зависимости от числа учащихся в классе. В таком составе дети рассаживаются за парты отправляются на следующую станцию.

    5 станция — «Настоящее пятиклассников».

    Задание 1. Выбрать себе название.

    Задание 2. Ответить на вопросы:

    —  записать, а затем назвать всех учителей, которые у вас преподают;

    —  назвать пять качеств настоящего пятиклассника (например, любознательность, самостоятельность).

    Результат обсуждается вслух.

    6 станция — « Ко неч н ая», используется методика «Цветовой тест отношений»).

    Последняя страница в двойном листочке, на нем нарисовано четыре квадрата.

    Педагог: Дети, закрасьте квадратики тем цветом, в котором вы видите:

    —   учителя,

    —   маму,

    —   одноклассников,

    —   школу.

    (Можно использовать тест Люшера, ставить в квадратики цифры карточек теста Люшеры).

    Заключительный этап: проводится рисуночный тест «Моя семья».

    Подведение итогов  занятия: что вам понравилось, дети, а что не понравилось на уроке?

    Прощание.

    Приложение 1

    Образец карточки для 2-й станции


    5.4. Содержание коррекционных занятий Занятие 1. «Давайте познакомимся»

    Цель занятия: Знакомство детей. Выработка правил, по которым будет работать группа.

    Звуковой ряд: «Жалоба Ингрид» Э. Грига.

    Содержательная часть занятия

    Упражнение «Знакомство».

    Группа сидит в кругу. Ведущий передает мяч (или мягкую игрушку), называет свое имя и на первую букву — качество характера (например, Валя — веселая). Затем передает игрушку очередному ученику, который должен назвать свое имя и качество характера на первую букву своего имени, и т. д. Так производится снятие мышечного и эмоционального напряжения.

    Игра «Зимняя прогулка».

    Дети приседают, набирают снег, лепят снежок, встают и правой рукой с силой бросают снежок от плеча. То же самое повторяется левой рукой. Упражнение выполняется 3 раза. Слова ведущего: «Мы испачкались в снегу, нам надо его отряхнуть». Дети трясут правой ногой, а потом — левой. Ведущий: «Мы пришли с прогулки, разделись. Ладошками растираем руки, ноги, лицо, нос, уши. Хорошо растираем уши, спину и живот. Мы устали, нам надо отдохнуть. Расслабляем по очереди одну руку, затем другую; одну ногу, затем другую. Для перехода к основным упражнениям дети становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.

    Беседа «Выработка и обсуждение правил группы».

    / этап: Правила поведения в группе.

    1 правило — На занятие приходить без опоздания.

    2 правило — Быть активными.

    3 правило — Один говорит — все слушают.

    4  правило — Выслушивать без критики.

    (Можно добавлять и другие правила.)

    2 этап:Придумать приветствие.

    Приветствие: Ведущий протягивает руку, дети кладут на нее свои руки, затем ведущий кладет свою руку. Все немного приседают и выбрасывают руки вверх. При этом говорят: «Здравствуйте!»

    Зэтап Прощание. Дети придумывают сами форму прощания. Приветствие и прощание сохраняется на протяжении всех занятий.

    Игра «Дракон». Цель — групповое сплочение детей.

    Дети выстраиваются по линейке, держась за плечи. Последний оказывается «хвостом», первый участник («голова») должен поймать «хвост». Ребенок, который был «головой», после поимки «хвоста» становится в конец строя. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в ролях «головы» и «хвоста».


    Please publish modules in offcanvas position.