Занятие 10. « Повторная диагностика »
Цель занятия: отслеживание эффективности коррекционных мероприятий.
Дидактическиесредства:к&фтчкм ктекс^Люшера, цветные карандаши, альбомные листы, текст к тесту «Неоконченные предложения».
Звуковой ряд музыка: «Песнь Сольвейг» Э. Грига.
Упражнение «Поход в зоопарк».
В зоопарке первым, кто нам встретился, был олень (руки вверху, ими- тируемрога оленя, скрестили и напряглируки). Пройдядальше, мы подошли к слону (губы вытягиваем дудочкой, какхобот). Идем дальше и смотрим по сторонам («Любопытная Варвара»). На дорожке мы увидели лягушку {широкоулыбаемся). Подошли к клетке с птицами (имитируем полетптиц руками—«крь/лья»), Повторяемупражнения («Любопытная Варвара»). Наполяне увидели ежика(выполняемупражнения на дыхание —«три вдоха черезносподряд и одинвыдохплавный, черезрот, фырканье ежика). Пришли домой, устали (дети садятся на стулья и принимают позу покоя, отдыхают — две минуты.
Для перехода к основному занятию дети принимают рабочую позу. Садятся на стульях, выпрямляют спину, поворачивают голову вправо- влево и улыбаются своим соседям.
Проводится тестирование:
♦ цветовой тест Люшера;
♦ метод неоконченных предложений;
♦ рисунок на тему «Я в школе»;
♦ цветовой тест отношений.
Глава 6 ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 6.1. Разработка методов выявления умственной отсталости за рубежом до середины XX века
Первыми начали заниматься вопросами психофизического недоразвития детей врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний, причем они имели дело с наиболее глубокими и тяжелыми формами недоразвития. В работах французских врачей Ж. Э. Д. Эскироля (1772— 1840), Э. Саша (1812—1880), которым принадлежит заслуга первых исследований умственно отсталых, даются некоторые дифференциально- диагностические критерии. Так, Ж. Э. Д. Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи. И это в значительной мере повлияло на языковой (вербальный) характер последующих тестов. Э. Сеген придавал большое значение состоянию сенсорных и волевых процессов.
Вплоть до середины XIX века установление умственной отсталости оставалось преимущественно медицинской проблемой.
В связи с введением в ряде стран всеобщего начального обучения появилась практическая потребность в выявлении детей, неспособных к обучению в обычных школах. Поэтому в 60-х годах XIX века стали открываться первые вспомогательные классы и специальные школы для умственно отсталых детей. Во вспомогательные школы нередко стали направлять тех. кто не успевает, без учета причин, вызвавших неуспеваемость. Установление умственной отсталости превратилось в психолого-педагогическую проблему. Психологи стали искать объективные, компактные и универсальные пути обследования детей.
Некоторые психологи неправильно понимали сущность умственной отсталости, рассматривали се как простое количественное отставание в развитии интеллекта детей. Они сводили умственную отсталость к нарушению лишь отдельных функций и задачи эксперимента видели в изучении только этих функций. Их метод заключался в измерении «количества ума» у обследуемого, что приводило на практике к значительным ошибкам в диагностике.
Одним из первых, кто начал тестирование, был английский биолог Ф. Гальют (1822—191 1). Он разработал несложные опыты для исследования индивидуальных различий. При этом он считал главным показателем умственных способностей состояние сенсорных функций человека: остроту зрения и слуха, скорость психических реакций и т. п. Гальтон еще не употреблял термин «тест» в том значении, которое в него вкладывал Бине.
Идея исследования физических и умственных способностей методом тестов нашла свое решение в трудах американского психолога Дж. М. Кеттела (1860—1944). С его именем связано появление в психологической литературе термина «интеллектуальный тест». Кеттел создал серию тестовых испытаний, направленных на определение состояния простых функций, скорости протекания психических реакций, для установления индивидуальных различий.
Э. Крепелин (1856—1926), немецкий психолог, разработал серию тестовых испытаний, позволяющих выявить и оценить более сложные психические процессы (восприятие, память и др.). Он проводил изучение психически больных людей и, по мнению многих, был одним из тех, кто создал предпосылки собственно психологического тестирования.