Французский психолог А.Бине
(1857—1911) предложил «метрическую скалу рассудка», т. е. такую систему изучения ребенка, при которой за основу берется измерение его «умственного возраста». При этом Бине ставил задачу создания тестов, которые бы исследовала высшие психические процессы — мышление, память, воображение. Вместе с Т. Симоном Бине впервые свел тесты в определенную систему, названную «Метрической скалой умственных способностей».
Первый вариант «Метрической скалы» был издан в 1905 году. Он содержал 30 тестов, расположенных в порядке возрастающей трудности. Тесты были направлены на определение у детей типа памяти, понимания словесных инструкций и т. п. В этом варианте тестов не было возрастных показателей.
В 1908 г. вышел второй вариант «Метрической скалы», в котором тесты сгруппированы по возрастным ступеням с 3 до 13 лет. Для каждого возраста — от 3 до 8 тестов.
Третий вариант появился в 1911г. В нем А Бине и Т. Симон предложили тесты для обследования детей с 3 до 16 лет. Тесты были перераспределены с учетом их трудности, для каждого возраста по 5 заданий. Но и в этом варианте выбор тестов не всегда психологически обоснован. Например, для одного возраста предлагают тесты на комбинирование, а для другого — на исследование памяти. По своей трудности тесты были не всегда адекватно отнесены к тому или иному возрасту. Выполнение многих тестов зависит от жизненного опыта ребенка. Например, детям 9 лет в пятом тесте задают вопрос: «Что надо сделать, если опоздаешь на поезд?».
Недостатком «Метрической скалы» было и то, что 80% тестов носили словесный характер, что влияло на результаты обследования детей разных социальных слоев, затрудняло обследование детей с речевыми дефектами.
Обычной было и точка зрения авторов, что при определении способности следует фиксировать лишь то, что ребенок знает и умеет в данный момент. Они не учитывали диалектики развития, не принимали во внимание те качественные изменения в психике, которые появляются на разных этапах развития ребенка.
Метод Бине и Симона наиболее признан за рубежом.
Профессор психологии Римского университета С. де Санктис (1862—1954), исследовавший умственно отсталых детей, предложил свою серию заданий из 6 опытов для определения степени умственного недоразвития. Опыты были направлены на исследование внимания, волевых усилий, непосредственной памяти на цвета, форму, способности пересчета конкретных предметов, зрительного определения величины расстояния. Санктис считал, что опыты применимы к детям не моложе 7 лет. Дети, выполнившие все 6 опытов, к умственно отсталым не относились. Так как диагностические критерии были выбраны произвольно, то граница степеней умственного отставания (резкая, средняя и легкая степень слабости) была условной (притом — очень условной), и метод Санктиса подвергался резкой критике.
Около 60 авторов занимались модернизацией шкалы мона, приспосабливая ее к местным условиям. Изменения вносили:
О. Декроля (1910), Бельгия;
Декедр, Швейцария;
В. Штерн, Э. Мейман (1915, 1917), Германия;
X. Годцард, Л. Термен (1910, 1916), США
Вариант шкалы Бине-Симона, подготовленный JI. Терменом в Стенфордском университете СШАв 1916 г., по мнению психологов, был самым «жизнеспособным». Одна из тенденций, которая обнаружилась в процессе модернизации системы, — уменьшение количества словесных тестов и увеличение тестов действия (невербальных).
Л. Термен ввел новое требование, которому должен удовлетворять адекватный своему назначению тест: результаты выполнения теста на большой выборке исследуемых должны распределяться по кривой Гаусса.
Термен впервые начал использование введенного Штерном понятия «интеллектуальный коэффициент» (IQ):
Интеллект тестируемых оценивался чисто количественно, по сумме набранных ими баллов.
О. Декроля (1871—1932) при вспомогательных школах начал создавать особые «наблюдательные» классы с целью длительного изучения детей. Эти классы организовались с целью уточнения диагноза отдельных учащихся и выработки рекомендаций к последующей работе с ними.