А.М. Шуберт
(20-е годы XX в.), переведшая в 1923 году тесты Бине— Симона на русский язык, отмечала, что выяснить главный дефект психики можно только при длительном планомерном наблюдении. Поэтому особенно важны материалы сравнительных психологических и клинических исследований нормальных и ненормальных детей.
Данные, полученныеГ.Я. Трошиным (1874—1938), не только обогащают специальную психологию детей с различными дефектами развития, но и помогают в решении вопросов дифференциальной психодиагностики. Трошин подчеркивал ценность наблюдений за поведением детей в естественных условиях.
А.Ф. Лазурский {1874—1917) впервые предложил методику целенаправленных наблюдений. Его заслугой являлось то, что он изучал ребенка в деятельности, в естественных условиях путем объективного наблюдения, разработал так называемый «естественный эксперимент», включающий в себя элементы целенаправленного наблюдения и специальные задания. Он создал специальную программу изучения индивидуальных проявлений детей на уроках и планы экспериментальныхуроков, выявляющих качества личности.
Л.С. Выготский (1896— 1934) рассматривал личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспитание, обучение и среда. В отличие от тестологов, которые статически констатировали лишь уровень развития ребенка в момент обследования, Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей. Он считал обязательным не только установить ближайшие возможности детей, но и учесть те процессы, которые находятся в стадии становления, и требовал изучать интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей в их взаимосвязи. Ученый предложил в 1931 году следующую схему педагогического исследования детей:
— тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка и воспитательного учреждения:
— история развития ребенка;
— симптоматология развития (научное констатирование, описание и определение симптомов);
— педагогический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования симптомокомплекса);
— прогноз характера детского развития;
— педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.
Выготский считал, что диагностика должна строиться на основе
сравнительного исследования и не ограничиваться измерением интеллекта (нужно учитывать все проявления и факты созревания личности).
Б.В. Зейгарник (1900-1988) разработал нейропсихологические методы исследования детей под руководством А.Р. Лурия (1902— 1977). Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практику экспериментально-психологического изучения умственно отсталых детей.
Г.М.Дульнев (1909-1972) и Ж.И. Шиф (1904-1978) обобщили накопленный к 70-м годам опыт отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы и вели экспериментальные исследования новых организационных путей, дополняющих работу медико-педагогических комиссий.