Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - 6.5. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми

    Содержание материала

    6.5. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми

    Содержание и методика работы с детьми в каждом отдельном случае определяется специалистом с учетом личностных качеств ребенка и его возраста. Для стимуляции развития высших психических функций ребенка важны следующие формы работы.

    —  Двигательное развитие ребенка: укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук: лепка из глины, пластилина; сжимание резинового мяча или груши; развязывание узелков, открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по точкам и пунктирным линиям; обводка по контурам или трафарету; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги; занятия мозаикой; упражнения с пальцами.

    —  Для развития ориентировки в пространстве рекомендуются: определение правой-левой стороны у себя, на своем изображении в зеркале, на картинке; определение координат предмета по отношению к ребенку; ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т. д.); симметричное зарисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; составление фигур из палочек, полосок по образцу, по памяти.

    —  Для развития памяти полезны игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других; выложить узор по памяти; повторить слова, цифры; тренировка преднамеренного запоминания.

    —   Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисованием (тематическим, с натуры, декоративным, по воображению); лепка; аппликация; конструирование.

    Эти занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы.

    В процессе всех занятий необходимо развивать и корректировать речь детей, формировать планирующую и регулирующую функции речи.

    Коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных психических процессов. Она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:

    интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;

    -    развитие в адекватном темпе;

    -    развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);

    -    развитие по откорректированной программе;

    -    вовлечение в интересную деятельность, развивающую интеллект (игры);

    -    устранение некомфортности среди сверстников;

    -    воздействие через эмоциональную сферу, в том числе музыку;

    -    объяснение материала в интересной форме;

    -    воспитание в полной семье (с другими детьми);

    -    нестандартные формы обучения (кроссворды, головоломки, шарады и т. п.);

    -    гибкая система контроля знаний и их оценки.


    Please publish modules in offcanvas position.