Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Глава 7 ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ / 7.1. Педагогическая поддержка как объективная реальность

    Содержание материала

    Глава 7 ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ / 7.1. Педагогическая поддержка как объективная реальность

    Ломка личностной ориентации по отношению к ребенку требует пересмотра организации системы воздействия на личность воспитуе- мого. Одной из причин неблагополучия ребенка, подростка является, как подчеркивает Т.В. Анохина, отсутствие педагогического индивидуального внимания к «особости, уникальности и отличности (в смысле отличия) каждого школьника», так как в ближайшем будущем семья не сможет оказывать реальную помощь своим детям.

    Педагогическая поддержка — это требование времени. Поэтому задача педагогической науки и практики — создать систему поддержки педагога. Именно она так необходима растущему человеку.

    О.С. Газманом вместе с Т.В. Анохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки:

    —   согласие ребенка на помощь и поддержку;

    —  опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;

    —   вера в эти возможности;

    —  ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

    —   совместность, сотрудничество, содействие;

    —   конфиденциальность (анонимность);

    —   доброжелательность, безоценочность;

    —   безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

    —   реализация принципа «не навреди»;

    -- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

    Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка в достижении успехов в процессе           обучения и развития.

    Т.В. Анохина выделяет виды препятствий (социальные, субъективные, материальные) и источники их возникновения (рис. 2).

    Выделяются следующие этапы педагогической поддержки:

    —   диагностический — устанавливает или сигнализирует, что есть проблема, о которой сообщает сам ребенок или подросток;

    —   поисковый — приводит к совместному с педагогом поиску причин проблемное™;

    —   договорный — способствует «заключению» договора между ребенком и взрослым о действиях по разрешению проблемы;

    Рис. 2. Структура препятствий, возникающихг личности (по Т. В. Анохиной)


    —   деятельностныи — показывает самостоятельность действий ребенка и стимулирование этих действий взрослым;

    —  рефлексивный — констатирует факт разрешимости проблемы и осмысление воспитанником и взрослым нового опыта жизнедеятельности.

    В нашей стране педагогическая поддержка используется еще не очень широко. В основном внимание ученых и педагогов-практиков обращено на проблемы обучения и те трудности, которые испытывает школьник. В. Зарецкий пришел к выводу, что для разрешения проблемы поддержки детей с особенностями развития следует осуществить перестройку в подходах к обучению. Вместо дифференцированного образования, осуществляемого в школе в виде деления детей по способностям на три группы, следует использовать интегрированное обучение. Любая школа, любой класс могут являться интегрированными в том смысле, что вместе с учащимися, которых принято считать «нормой», учатся дети, имеющие особенности в развитии, которых называют «аномальными».

    Но перевести процесс обучения на интегрированную форму многие учителя, по мнению В. Зарецкого, категорически отказываются. Характерны высказывания типа: «Как же я буду с ним работать, когда у него пробелы за первый класс, когда он срывает уроки, когда он ничего не понимает?». Основанием для такой позиции является уверенность учителя в никчемности своих воздействий: «Все равно его учить бесполезно», поэтому ребенок отправляется во вспомогательную школу.

    Педагогическая поддержка тесно связана с конкретной личностью, приемы содействия педагога ребенку индивидуальны. Индивидуализацию О.С. Газман рассматривает как поддержку человека в духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.

    A.  Асмолов считает, что для осуществления педагогической поддержки необходимо:

    —   помочь ребенку стать личностью, т. е. иметь социальную позицию, иметьлинии развития (адаптацию, индивидуализацию, интеграцию), иметь возможность выбора той или иной деятельности;

    —   содействовать и поддерживать самостоятельные решения школьника;

    —   поддерживать ребенка в осуществлении его индивидуальности.

    B.  Зарецкий предлагает оказывать педагогическую поддержку детям с особенностями в развитии и имеющим затруднения в обучении через серию    игр, в которых важное

    место занимает выбор ребенком типа самоопределения. Он должен сам определить, каким путем пойдет по жизни, какие имеются у него в наличии замыслы, какое место он хочет занять в обществе, чтобы иметь шанс интегрироваться в нем.

    Тогда, как утверждает автор, процесс образования обретет «стержень», на который можно нанизывать знания, опыт, навыки.

    Каждый учитель, родитель, специалист, по мнению В. Зарецкого, столкнувшийся с проблемой ребенка, который испытывает трудности в обучении и имеет те или иные особенности развития, оказывается в ситуации самоопределения;

    —  или относиться к ребенку по-человечески, т. е. как к равному, или как к человеку «второго сорта»;

    —  или помочь такому ребенку поверить в собственные силы, поддержать его в саморазвитии;

    —  или внушить ему бессмысленность попыток прыгнуть выше собственного «потолка»;

    —  или включить ребенка в сотрудничество, в процессе которого учитель может пробудить душевные силы ребенка, расширить опыт и передать свое мастерство, или заниматься имитацией образовательного процесса.

    Схема самоопределения состоит из движения в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном.

    Если в ситуативном и социальном типах самоопределения открываются временные трудности материального плана с установкой «хоть что-то получить», то проблемы самоопределения в культурном пространстве показывают разрыв между ценностями человека и действительностью, в которой эти ценности не реализуются. Так, В. Зарепкий описывает культурную среду (летняя школа), где тринадцатилетний мальчик с ошибочным диагнозом «олигофрения в степени дебильнос- ти» за восемнадцать дней пребывания в летней школе научился петь, играть на гитаре, освоил работу с видеокамерой и фотодело, стал лучшим футболистом, начал заниматься английским языком, осваивать компьютер; при этом любимым предметом была математика. Мальчик Д., как показала практика, одаренный ребенок, но он носитель указанного диагноза, поэтому образование у него на уровне второю класса средней школы.

    Таким образом, наряду с традиционным процессом передачи знаний учителям необходимо осваивать другой процесс — передачи способов самоопределения в той проблемной с 1туации, в которой находится большинство детей и подростков в России, в том числе и дети с особенностями развития.


    Please publish modules in offcanvas position.