7.3. Два подхода к трудным учащимся
Трудные дети — широкое и неоднородное понятие.
При выборе методики педагогической коррекции в школе сложились две противоположные концепции. Первая (более распространенная) характеризуется тем, что трудного школьника считают плохим, неисправимым. К нему проявляются всеобщее недоброжелательное отношение, неприязнь, бесконечно фиксируются его проступки, его осуждают и наказывают. Положительные черты личности при этом не выявляются. Вследствие этого у ребенка возникают ожесточение, озлобление, желание отомстить обидчикам — воспитателям и сверстникам за равнодушие к его положению. Такой подход Э.Ш. Натанзон называет тактикой равнодушного фиксирования проступков и осуждения воспитанника. То есть процесс воспитания идет по ложному пути, так как воспитатель стремится только искоренять пороки. Его точку зрения разделяет и В. А. Сухомлинский.
Он же предлагает иную концепцию работы с трудным школьником. У каждого воспитанника есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдание. Но ребенок не может самостоятельно сосредоточить свои силы на исправлении ошибок. Он нуждается в помощи доброго и вдумчивого воспитателя. Так как в сознании воспитанника происходит непрерывная борьба положительных и негативных тенденций, вовлечение ребенка в совершение морально ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных.
Эта концепция ранее была реализована в педагогической системе А. С. Макаренко. Она проникнута любовью к детям, заинтересованностью в их судьбе. Такова тактика проектирования положительных качеств личности и организации опыта ее правильного поведения.