Чаще всего встречаются следующие дефекты воспитания:
— явное или скрытое эмоциональное отторжение (по типу Золушки);
— гиперопека (или гиперпротекция).
При гиперопеке (2—3 бабушки и мама) чаще всего вырастают привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Такие люди называются конформными. Они склонны к пьянству, к безделью, социальной пассивности и примитивным формам поведения и жизненного уклада.
Односложно ответить, что такое неблагополучная семья, невозможно. Но в любом случае имеется в виду неблагополучие по отношению к ребенку. Только система «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Говорить о ребенке из неблагополучной семьи — значит говорить о том:
— какие бывают неблагополучные семьи;
— какие бывают дети в этих семьях;
— как отражается неблагополучие в семье на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;
— как больной ребенок может вызывать раздражение родителей и делать семью неблагополучной;
— что должен предпринимать педагог, чтобы помочь ребенку.
Если ребенок живет в тяжелых условиях, педагог может:
— объяснить родителям, что из-за них страдает ребенок;
— если это безуспешно, то нужно содействовать изоляции ребенка от родителей (передача прав опеки другим родственникам,
перевод ребенка в интернат или детдом);
если у ребенка уже появились психические аномалии, необходимо прибегнуть к профилактическому осмотру детским психиатром.
Неблагополучие в семье в той или иной степени почти всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка в смысле дисгармонии эмоционально-волевой сферы, т. е. преимущественно характер человека определяют его взаимоотношения с окружающими, его счастье.
Проблема ребенка в неблагополучной семье — это проблема педагогики, медицины и правоохранительных органов.
В XX веке эта проблема стала чуть ли не ведущей в художественной литературе и кинематографе. Достаточно вспомнить фильмы Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Зеркало». Искусство всегда идет впереди науки. В изучаемой нами проблеме — тоже. В годы
резко возрос интерес детских психиатров разных стран к проблеме личностных реакций у ребенка, нарушений формирования его характера.
В России много детских домов возникло после революции 1917- го, после Великой Отечественной войны. В конце 50-х годов их оставались единицы. Но в середине 70-х годов их число стало расти с неумолимым ускорением. В последние десятилетия в стране обострилась проблема воспитания детей без семьи. Достаточно обратиться к статистике: в детских домах сейчас воспитываются свыше 650 тысяч детей.
В психическом развитии наиболее важен грудной возраст
— от 6 до месяцев.
Для правильного формирования характера, для его гармоничного развития наибольшее значение имеет контакт с матерью: в конечном итоге мать никто заменить не может: ни самое хорошее детское учреждение, ни самая прекрасная мачеха. В поведении ребенка, насильственно разлученного с матерью, можно выделить следующие друг за другом фазы:
— фазу протеста;
— фазу отчаяния;
— фазу вынужденного примирения.
Английский психолог проф. Джозеф Боулби в вышедшей в 1951 году книге «Материнская забота и психические расстройства», обобщив полувековые исследования по развитию детей, живущих в детдомах и приютах, утверждает, что такие дети могут расти жестокими, мстительными, лишенными любви к людям. Это (по Боулби) — синдром «отсутствия материнской заботы».
Правда, до сих пор нет четкой формулировки — какая именно забота и в чем проявляющаяся нужна каждому ребенку?
В 1962 году в сборнике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доказывалось, что не всякая разлука с матерью приводит к серьезным характерологическим расстройствам у детей. Нельзя указать на специфический тип личности, отличающий детей, выросших без матери. В большинстве случаев патологические черты характера детей и взрослых нельзя связывать только с тем, что ребенок был лишен материнского тепла.
Тем не менее нельзя полностью отрицать последствий сенсорной, эмоциональной и социальной депривации.
По исследованиям французского ученого М. Буржуа, у 45% усыновленных детей психические расстройства появляются в связи с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях.
В США около 3% усыновленных детей пользуются психиатрическими консультациями, в Англии — 2,7%. Эти цифры явно выше, чем посещаемость психиатров детьми из обычных семей. Причины обращения к психиатру:
— склонность к кражам;
— лживость;
— сексуальные отклонения;
— агрессивное поведение.
В наши дни свыше 10% детей и подростков страдают соматическими болезнями, причем у 5% из них психические и эмоциональные расстройства, возникшие на почве длительного течения соматической болезни или ее выраженности, становятся хроническими.
Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет:
у мальчиков — 5—7 лет; у девочек — 3—8 лет.
Успешность идентификации зависит от престижности родителя того же пола в представлении ребенка. После 9— 10 лет дети стремятся освободиться от родительского авторитета и вести себя независимо.
Патологии в детской психике формируются и в семьях, где избивают детей. В 1970-е годы в Великобритании родители ежегодно забивали до 700 детей и 4700 превращали в калек. В ФРГ в те же годы в обществе защиты животных было 600 тыс. членов, а в Союзе защиты детей — всего 15 тысяч; в Великобритании соответственно 500 и 20 тысяч.
В 1983 году в США была опубликована статистика семей, где избивались дети: только 7% родителей психически здоровы, 25% — алкоголики, 30% — неустойчивые и асоциальные личности. В табл. 4 приводятся статистические данные по семьям Англии, где в районе с 200-тысячным населением избивали детей.
ТабТаблица 4 4
Социальный портрет английских семей, где дети систематически подвергаются избиению, % (данные 1985 года)
Дефект родителей |
В течение своей жизни обращались за помощью к |
Соверша лись попытки к самоубийству |
Алкоголики |
Дисгармония характера |
Эпилепсия |
Неграмотные и мало- грамотные |
Совершившие криминальные преступления |
сексуальное отношение к детям |
Мать |
69,0 |
32,7 |
4,8 |
43.5 |
7,5 |
34,7 |
77,5 |
21,8 |
Отец |
39,0 |
22,9 |
13,0 |
33.6 |
6,1 |
19,9 |
78,5 |
3,8 |
Россия — не исключение. К сожалению, не все случаи избиения детей становятся предметом гласности, как это произошло в Саратове в 1997 году. В областном суде рассматривалась кассационная жалоба «мамы», которую якобы осудили «ни за что». Удочерив девочку из детского дома, она постоянно издевалась над нею. В приговоре суда по делу этой садистки содержится такая информация:
«За то, что Светлана самостоятельно выходила из ванной комнаты и принимала пищу, К. нанесла ей маникюрными ножницами 20вертикальных и горизонтальных ссадин на животе. 17июля 1995го- да Светлана была доставлена в больницу в состоянии алиментарной дистрофии, с нарушением двигательной функции руки ног. Унее были обнаружены рубцы на лбу, шее, на левой брови, 30 рубцов в области правой лопатки, 18рубцов в области нижнего угла правой лопатки...»
27 марта года «Комсомольская правда» подробную
информацию об этой истории и даже фотографию орудий пыток ребенка, которого «мама Лиля» пытала в ванной шесть месяцев.
Это история о том, как ребенка истязала удочерившая его женщина. Еще страшнее, когда ребенка избивает родная мать (а такими историями пестрят многие газеты).
Жестокость родителей порождает жестокость детей. Канадские психиатры к тому же заметили, что помимо неврозов в семьях, где дети — свидетели драк между родителями, у детей проявляется плохая приспособляемость к социальным требованиям.
Однако, какие бы «жернова жизни» ни прошел ребенок, какой степени тревогу он ни перенес, педагог и в детском саду, и в школе должен компенсировать его душевное равновесие. Один из приемов снятия агрессии ребенка — отвлечение его внимания. Причем у взрослых должно быть много таких «заготовок», так как внимание у детей нестойкое. К примеру, можно показать другую игрушку, обратить внимание на движущийся объект (машинку, дать в руки мелок или карандаш, показать любимую книжку).