Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Чаще всего встречаются следующие дефекты воспитания:

    Содержание материала

    Чаще всего встречаются следующие дефекты воспитания:

    —   явное или скрытое эмоциональное отторжение (по типу Золушки);

    —   гиперопека (или гиперпротекция).

    При гиперопеке (2—3 бабушки и мама) чаще всего вырастают привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Такие люди называются конформными. Они склонны к пьянству, к безделью, социальной пассивности и примитивным формам поведения и жизненного уклада.

    Односложно ответить, что такое неблагополучная семья, невозможно. Но в любом случае имеется в виду неблагополучие по отношению к ребенку. Только система «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Говорить о ребенке из неблагополучной семьи — значит говорить о том:

    —   какие бывают неблагополучные семьи;

    —   какие бывают дети в этих семьях;

    —   как отражается неблагополучие в семье на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;

    —   как больной ребенок может вызывать раздражение родителей и делать семью неблагополучной;

    —   что должен предпринимать педагог, чтобы помочь ребенку.

    Если ребенок живет в тяжелых условиях, педагог может:

    —   объяснить родителям, что из-за них страдает ребенок;

    —  если это безуспешно, то нужно содействовать изоляции ребенка от родителей (передача прав опеки другим родственникам,

    перевод ребенка в интернат или детдом);

    если у ребенка уже появились психические аномалии, необходимо прибегнуть к профилактическому осмотру детским психиатром.

    Неблагополучие в семье в той или иной степени почти всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка в смысле дисгармонии эмоционально-волевой сферы, т. е. преимущественно характер человека определяют его взаимоотношения с окружающими, его счастье.

    Проблема ребенка в неблагополучной семье — это проблема педагогики, медицины и правоохранительных органов.

    В XX веке эта проблема стала чуть ли не ведущей в художественной литературе и кинематографе. Достаточно вспомнить фильмы Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Зеркало». Искусство всегда идет впереди науки. В изучаемой нами проблеме — тоже. В         годы

    резко возрос интерес детских психиатров разных стран к проблеме личностных реакций у ребенка, нарушений формирования его характера.

    В России много детских домов возникло после революции 1917- го, после Великой Отечественной войны. В конце 50-х годов их оставались единицы. Но в середине 70-х годов их число стало расти с неумолимым ускорением. В последние десятилетия в стране обострилась проблема воспитания детей без семьи. Достаточно обратиться к статистике: в детских домах сейчас воспитываются свыше 650 тысяч детей.

    В психическом развитии     наиболее важен грудной возраст

    — от 6 до месяцев.

    Для правильного формирования характера, для его гармоничного развития наибольшее значение имеет контакт с матерью: в конечном итоге мать никто заменить не может: ни самое хорошее детское учреждение, ни самая прекрасная мачеха. В поведении ребенка, насильственно разлученного с матерью, можно выделить следующие друг за другом фазы:

    —   фазу протеста;

    —   фазу отчаяния;

    —  фазу вынужденного примирения.

    Английский психолог проф. Джозеф Боулби в вышедшей в 1951 году книге «Материнская забота и психические расстройства», обобщив полувековые исследования по развитию детей, живущих в детдомах и приютах, утверждает, что такие дети могут расти жестокими, мстительными, лишенными любви к людям. Это (по Боулби) — синдром «отсутствия материнской заботы».

    Правда, до сих пор нет четкой формулировки — какая именно забота и в чем проявляющаяся нужна каждому ребенку?

    В 1962 году в сборнике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доказывалось, что не всякая разлука с матерью приводит к серьезным характерологическим расстройствам у детей. Нельзя указать на специфический тип личности, отличающий детей, выросших без матери. В большинстве случаев патологические черты характера детей и взрослых нельзя связывать только с тем, что ребенок был лишен материнского тепла.

    Тем не менее нельзя полностью отрицать последствий сенсорной, эмоциональной и социальной депривации.

    По исследованиям французского ученого М. Буржуа, у 45% усыновленных детей психические расстройства появляются в связи с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях.

    В США около 3% усыновленных детей пользуются психиатрическими консультациями, в Англии — 2,7%. Эти цифры явно выше, чем посещаемость психиатров детьми из обычных семей. Причины обращения к психиатру:

    —   склонность к кражам;

    —   лживость;

    —   сексуальные отклонения;

    —  агрессивное поведение.

    В наши дни свыше 10% детей и подростков страдают соматическими болезнями, причем у 5% из них психические и эмоциональные расстройства, возникшие на почве длительного течения соматической болезни или ее выраженности, становятся хроническими.

    Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет:

    у мальчиков — 5—7 лет; у девочек — 3—8 лет.

    Успешность идентификации зависит от престижности родителя того же пола в представлении ребенка. После 9— 10 лет дети стремятся освободиться от родительского авторитета и вести себя независимо.

    Патологии в детской психике формируются и в семьях, где избивают детей. В 1970-е годы в Великобритании родители ежегодно забивали до 700 детей и 4700 превращали в калек. В ФРГ в те же годы в обществе защиты животных было 600 тыс. членов, а в Союзе защиты детей — всего 15 тысяч; в Великобритании соответственно 500 и 20 тысяч.

    В 1983 году в США была опубликована статистика семей, где избивались дети: только 7% родителей психически здоровы, 25% — алкоголики, 30% — неустойчивые и асоциальные личности. В табл. 4 приводятся статистические данные по семьям Англии, где в районе с 200-тысячным населением избивали детей.

    ТабТаблица 4 4

    Социальный портрет английских семей, где дети систематически подвергаются избиению, % (данные 1985 года)

    Дефект родителей

    В течение своей жизни обращались за помощью к

    Соверша

    лись попытки

    к самоубийству

    Алкоголики

    Дисгармония характера

    Эпилепсия

    Неграмотные и мало- грамотные

    Совершившие криминальные преступления

    сексуальное отношение к

    детям

    Мать

    69,0

    32,7

    4,8

    43.5

    7,5

    34,7

    77,5

    21,8

    Отец

    39,0

    22,9

    13,0

    33.6

    6,1

    19,9

    78,5

    3,8


    Россия — не исключение. К сожалению, не все случаи избиения детей становятся предметом гласности, как это произошло в Саратове в 1997 году. В областном суде рассматривалась кассационная жалоба «мамы», которую якобы осудили «ни за что». Удочерив девочку из детского дома, она постоянно издевалась над нею. В приговоре суда по делу этой садистки содержится такая информация:

    «За то, что Светлана самостоятельно выходила из ванной комнаты и принимала пищу, К. нанесла ей маникюрными ножницами 20вертикальных и горизонтальных ссадин на животе. 17июля 1995го- да Светлана была доставлена в больницу в состоянии алиментарной дистрофии, с нарушением двигательной функции руки ног. Унее были обнаружены рубцы на лбу, шее, на левой брови, 30 рубцов в области правой лопатки, 18рубцов в области нижнего угла правой лопатки...»

    27 марта года «Комсомольская правда»       подробную

    информацию об этой истории и даже фотографию орудий пыток ребенка, которого «мама Лиля» пытала в ванной шесть месяцев.

    Это история о том, как ребенка истязала удочерившая его женщина. Еще страшнее, когда ребенка избивает родная мать (а такими историями пестрят многие газеты).

    Жестокость родителей порождает жестокость детей. Канадские психиатры к тому же заметили, что помимо неврозов в семьях, где дети — свидетели драк между родителями, у детей проявляется плохая приспособляемость к социальным требованиям.

    Однако, какие бы «жернова жизни» ни прошел ребенок, какой степени тревогу он ни перенес, педагог и в детском саду, и в школе должен компенсировать его душевное равновесие. Один из приемов снятия агрессии ребенка — отвлечение его внимания. Причем у взрослых должно быть много таких «заготовок», так как внимание у детей нестойкое. К примеру, можно показать другую игрушку, обратить внимание на движущийся объект (машинку, дать в руки мелок или карандаш, показать любимую книжку).


    Please publish modules in offcanvas position.