Основные компоненты коррекционной деятельности педагога
Трудного школьника необходимо рассматривать через призму понятия «направление развития личности». Для осуществления коррек- ционной деятельности учителю важно научиться диагностировать направление развития личности школьника:
— правильное развитие личности;
— развитие личности по нисходящей линии;
— выпрямление личности.
Следовательно, в коррекционную деятельность учителя входят два основных вида действия:
— анализирующее,
— корректирующее.
В практической деятельности педагога эти два действия постоянно переплетаются. Анализ взаимоотношений ребенка с окружающим миром дополняется анализом его поступков.
На психологическом семинаре, состоявшемся 13 сентября 1967 года в Павлышской средней школе при участии ВА Сухомлинского, были обсуждены и приняты следующие тезисы:
— трудные дети — это и аморальное поведение, и отставание или аномалии в умственном развитии;
— трудные дети требуют любовного внимания и подхода, но прежде всего должен быть выявлен источник трудностей воспитания;
— нужно добиваться гармоничности воздействий на ребенка со стороны родителей, школы, классного коллектива, учителя;
— для детей с аномалиями интеллекта особое значение имеет умственное воспитание в процессе овладения знаниями;
— важны единство воспитания и самовоспитания, недопущение стихийности в развитии личности ребенка; формирование чувства коллективизма;
— недопустимы «сильнодействующие» средства — наказания в детстве и отрочестве. Способы воспитания должны быть тонкими, точными, не разрушающими нервную систему ребенка и воспитывающими благородные чувства.