Корректирующие приемы педагогического воздействия , сформулированные Э. Ш. Натанзон
Принципы педагогического воздействия:
— педагогический оптимизм;
— уважение к воспитаннику;
— понимание душевного состояния ребенка;
— раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершенных проступков;
— заинтересованность в судьбе воспитанника.
Приемы педагогического воздействия Созидающие приемы
Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений учителя и ученика |
|
— проявление доброты, внимания, заботы; |
— |
||
— поощрение; |
||
— доверие; |
||
выражение положительного отношения; |
||
авансирование личности (термин введен А.С. Макаренко); |
||
— обходное движение (защита ребенка в противовес окружающим; этот термин тоже введен А.С. Макаренко); |
||
— прощение; |
||
проявление огорчения; |
||
проявление умений и творчества учителя |
||
Приемы, способствующие повышению успеваемости |
|
организация успеха в учении; |
ожидание лучших результатов |
||
Приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков |
|
убеждение; |
доверие; |
||
моральная поддержка; |
||
вовлечение в интересную деятельность; |
||
пробуждение гуманных чувств; |
||
нравственное упражнение |
||
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника |
|
опосредование (подсказка в поведении через промежуточное звено); |
фланговый подход (через слабости ребенка); |
||
активизация сокровенных чувств воспитанника |
||
Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога |
|
констатация поступка; |
осуждение; |
||
наказание; |
||
приказание; |
||
предупреждение; |
||
возбуждение тревоги о предстоящем наказании; |
||
проявление возмущения; |
||
выявление виновного |
||
Приемы со скрытым воздействием |
|
параллельное педагогическое действие; |
ласковый упрек |
||
намек; |
||
мнимое безразличие; |
||
ирония (мнимое одобрение, карикатура, необычное приказание); |
||
развенчание; мнимое недоверие; |
||
выполнение конкретного дела вместо воспитанника; |
||
метод взрыва |
||
Вспомогательные приемы |
|
организация внешней опоры правильного поведения (идея Макаренко); |
отказ от фиксирования отдельных поступков |