Позиция отстранения
— этот тип отношений предполагает отказ старших участвовать в жизни подростка.
У подростков всегда вызывает одобрение установка на демократическое внимание. Они вовсе не отрицают право взрослых вмешиваться, но лишь ищут приемлемое для них соотношение родительской заботы и собственной независимости. Если в отношениях со взрослыми подросток занимает все-таки подчиненное положение, положение младшего, ведомого, то подростки-ровесники формально равноправны, и их реальные взаимоотношения могут складываться по-разному. При этом каждый ребенок практически имеет возможность оказаться в роли как командира, так и исполнителя. Именно поэтому общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, главной действующей силой его развития. Общение с ровесниками дает подростку возможность померяться силами — физическими и духовными — с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно делает жизнь ребенка эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.
В общении определяются те критерии, по которым подросток может оценивать поступки, усваивать морально-этические нормы, пра-
вила общественно приемлемого поведения. Общение оказывает влияние на развитие познавательных интересов, дает толчок к самообразованию и самовоспитанию личности.
Неблагополучные или, как чаще называют подростков, трудновоспитуемые — это следствие ошибок общества, школы, результат игнорирования достоинств ребенка или преувеличенное внимание к его недостаткам в характере и поведении. Учителя жалуются на возрастающие трудности в работе с учащимися, особенно с подростками. Продолжает падать их интерес к учению, снижается качество успеваемости. В то же время ползет вверх кривая роста правонарушений и аморальных поступков, совершаемых школьниками.
К сожалению, стратегия многих школ по отношению к неблагополучным ребятам проста: довести до девятого класса и определить в профессионально-техническое училище или трудоустроить. Чаще за этими подростками устанавливается усиленный контроль, который подавляет их внутреннее «я».
Неблагополучные школьники воспринимаются учителями как неизбежное негативное явление, обусловленное объективными обстоятельствами. Соответственно этому восприятию вырабатывается не всегда правильная позиция педагога.
А.С. Макаренко утверждал, что нет плохих учеников, а есть плохие, негодные методы воспитательной работы с ними. Поэтому долг и предназначение педагога — подобрать ключ к личности ребенка.
Заданиядля самоконтроля
1. Сформулируйте причины негативного поведения подростка.
2. Назовите особенности взаимоотношений подростка со сверстниками и со взрослыми.
3. Охарактеризуйте различные позиции сложившихся отношений взрослых и подростка на каком-либо конкретном примере.