7.5. Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков
В работе с неблагополучными детьми следует использовать приемы и методы воздействия в сочетании, так как только убеждения или только упражнения не смогут эффективно повлиять на перестройку поведения подростка Очень часто родители и педагоги используют дополнительное просвещение детей и подростков. Какие приемы включает это просвещение? Прежде всего — это скрупулезные дополнительные разъяснения норм поведения, последствий конфликтных ситуаций, которые создает подросток, убедительное аргументирование тех или иных доводов в пользу нормативного поведения, прогнозирование вместе с подростком возможных негативных явлений и поиск защитных мер. Беседы, встречи с молодежными кумирами также оказывают воздействие на эмоциональную сферу подростка, если им удается помочь поближе познакомиться с местными знаменитостями, задать им вопросы, получить необходимую информацию.
Если учитель, классный руководитель, воспитатель запланировали коллективное обсуждение, надо оказать неблагополучному подростку поддержку и помощь в подготовке к нему. Включение его в общий разговор, спор, дискуссию только поможет"поднять авторитет подростка в глазах сверстников. К сожалению, многие классные руководители считают, что они потратят свое время на подготовку подростка к коллективному обсуждению, а он может не оправдать их надежд. Следует помнить, что только систематическая кропотливая работа с неблагополучными детьми может привести к успеху.
А.С. Макаренко считал методы воспитания и перевоспитания личности подростка «инструментами прикосновения» к ней. Поэтому выбор инструментария педагог должен осуществлять особенно тщательно. Неудача в поиске приемов и методов воздействия сопутствует учителю, когда он увлекается одними и не привлекает другие способы воздействия. Важно, чтоб наряду со словесными приемами воздействия на учащихся использовались специальные приемы-упражнения.
Наиболее распространенным среди этой группы методов является использование поручений. Надо помнить, что подростку с неадекватным поведением сразу давать поручение, длительное по времени исполнения, не рекомендуется. Оно должно быть кратковременным, возможно, разовым, так как у неблагополучного подростка слабо развиты волевые качества личности, и его время от времени необходимо стимулировать для того, чтобы не погасить в нем желание выполнить поручение до конца.
В процессе перевоспитания подростка следует использовать такое воздействие на него, как соревнование. Подростки активны, энергичны, им хочется показать себя с лучшей стороны, поэтому взрослые могут помочь им найти те виды деятельности, где бы они сумели «превзойти» самих себя и товарищей. Это могут быть соревнования в различных видах спорта, рисунки на асфальте, изготовление макетов, моделей, приборов.
В одной школе вывесили стенд «Мир глазами на который
прикрепляли рисунки детей, меняя их через 1-2 недели. Авторами большинства рисунков были неблагополучные учащиеся шестых классов. Ни разу в течение учебного дня или учебной недели никто не сорвал ни одного рисунка.
Другой пример. Собрали после уроков представителей из нескольких классов, включив часть ребят из «отверженных» и неблагополучных. Их попросили в определенный день появиться в парадной форме, объяснив, что в школу придут парикмахер и фотограф, чтобы сделать современные стрижки (если ребята захотят) и сфотографировать их для общешкольного стенда «Наши прически». После того как стенд был оформлен, у него первое время всегда стояла группа ребят. Родители тех неблагополучных подростков, которые г опали в объектив фотографа, отмечали некоторое улучшение в поведении своих детей.
Добровольное участие подростков с неадекватным поведением в работе спортивных секций, в кружках художественной самодеятельности, трудовых коллективных делах может оказать положительное влияние на их личность, давая им шанс за шансом утвердить себя, показать себя с лучшей стороны.
Проводя индивидуальную работу с подростком, педагог или родитель должны понять своеобразие его личности, подыскать такие виды работ творческого характера, где бы подросток мог самовыразиться, открыть себя с неожиданной для всех и самого себя стороны. То ли это будет сочинительство, то ли работа кистью на бумаге или холсте, то ли изготовление украшений из природного материала (ракушек, желудей).
В одной школе, например, классный руководитель с детьми сочиняли истории о жизни на других планетах, о войнах, борьбе с необычными существами — обитателями планет. Авторами стали все учащиеся класса. Все неблагополучные ученики (а их было четверо) активно участвовали в сочинительстве. К концу учебного года книга была отпечатана и размножена. Каждый получил в подарок экземпляр творческого коллективного трупа.
Неблагополучные подростки в процессе их жизнедеятельности могут совершать неблаговидные поступки. Задача педагога — переключить ребят с негативной деятельности на положительную, общественно значимую. Примером такого переключения служит следующая ситуация:
«Ребята, кол стоит неровно. Давайте-ка вытащим его.
Что стоит четырем здоровым шестиклассникам расшатать и
вырвать из земли кол пок грости забора ?
Вытащили. Понравилось. Принялись за другой, третий и четвертый. Столбы it планки ребята аккуратно сложилиу дверей дома. Наутро хозяйка, престарелая женщина, пожаловалась директору школы. ..
К концу дня директор школы Андрей Васильевич Никитин уже знал, кто разобрал забор, и вызвал ребят к себе:
— Здорово вчера устали ?
— В ответ — бегающие взгляды, несмелые усмешки. После непродолжительного разговора стало ясно — вот они, виновники.
— Ну что ж, ребята, — резюмировал директор, — сделали вы доброе дело. Старый забор дожил свой век. Когда думаете закончить работу ? После уроков зайдите к завхозу, скажите, что я распорядился выдать вам лопаты, топор и гвозди. Захватите на всякий случай две-три доски. За сараем лежат. Поставьте забор, только не так, как стоял старый, а ровненько, по шнурку. Часов в 7вечера я пойду проверить.
— Ребята удивлены. Вечером они поставили забор. Л через день, по совету директора, перепилили и перекололи дрова той же женщине. Потом исправили ворота ее соседке».
Особое внимание в работе с неблагополучными детьми следует уделить требованию. А.С. Макаренко органично соединял предъявление требования к воспитаннику с уважительным отношением к нему. Чтобы требование взрослых подростком было выполнено, следует выполнить следующие правила:
— разъяснение выполнения требования как ступеньки, как шага к совершенствованию личности;
— использование доброжелательного тона, показа уважения к подростку;
— дополнительное аргументирование требования;
— выполнимость и небольшая затрата времени;
— усложнение требования;
— контроль выполнения, стимулирование (на начальном этапе работы с подростком).
В. Г. Баженов выделяет во взаимоотношениях неблагополучного подростка и взрослого особенности в предъявлении требований. Он отмечает «проверку на реакцию», когда школьники проверяют, всегда ли учитель готов увидеть его шалости и какая реакция учителя может последовать на тот или иной проступок ученика. «Проверка на конфликт» заключается в том, что подростки выясняют, в какой ситуации и когда возможен конфликт с учителем. А «проверка на настойчивость» может показат ь школьникам, насколько проявляет свою настойчивость в предъявлении требований к учащимся их учитель.