Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Особое место в перевоспитании школьников занимает система стимулирования,

    Содержание материала

    Особое место в перевоспитании школьников занимает система стимулирования,

    куда входят приемы поощрения и наказания. Рассмотрим некоторые из них.

    Ласковый упрек, укор как один из приемов наказания используется в случае, когда подросток замкнут, чем-то напуган, ожидает от взрослого самых строгих мер по отношению к нему. Ласковый упрек оказывает незаметное воздействие на самого упрямого и самолюбивого ученика.

    Мнимое безразличие как прием действует на подростков, имеющих организаторские способности, уверенных в себе.

    Не следует, однако, его часто применять, не зная индивидуальных особенностей, не изучив частоту смены настроений подростка, причин его несдержанного поведения. Когда подросток нарушает поведение, учитель может не замечать, делая вид, что он в это время очень занят. Нередко школьницы тянут руку, чтоб пожаловаться на нарушителя дисциплины. Учитель должен использовать прием мнимого безразличия, ориентируясь на личностные качества как недисциплинированного, так и на того, кто хочет с помощью педагога наказать нарушителя.

    Личностная ориентация на неблагополучного подростка, использование его индивидуальных особенностей, знание свойств его личности должны быть использованы в каждом случае при определении приемов воздействия на такого подростка.

    Намек как прием, который можно отнести к группе методов стимулирования, непосредственно не воздействует на нарушителя. Он создает такую ситуацию, когда сам ученик должен прочувствовать свою вину. Например, кто-то принес домой из школьной мастерской инструмент. Когда узнали о пропаже, стали расспрашивать всех, но никто не признался. После развития такой ситуации можно рассказать подобную историю о том, например, как девочка разбила чашку в гостях. Ее очень беспокоило, что она не призналась в своем проступке; в конце концов она все же проявила смелость и призналась в своей оплошности.

    Весьма действенным приемом наказания является временный отказ от общения, если тот, кто использует его, в глазах нарушителя является уважаемым, авторитетным человеком. В некоторых случаяхдаже можно оговорить, на какой отрезок времени разрываются отношения педагога и подростка. Практика показывает, в последние минуты, ожидая возобновления общения, он э                                                                   i, непоседлив, активен.

    Вздох облегчения, вырвавшийся у подростка и охватившая радость показывают, как тяжело ему было выдержать этот прием.

    Плохой характер и наличие отрицательных черт у подростка часто затрудняют общение с учителями. К таким детям трудно подобрать необходимые для конкретной ситуации приемы воздействия.


    Please publish modules in offcanvas position.