Ирония — одна из форм воздействия, применяемых к нарушителям дисциплины.
Педагог выставляет своего ученика или воспитанника на посмешище. Насмешки товарищей ставят его в неловкое положение. Использовать этот прием можно в том случае, если взрослые хорошо знают и изучили личность виновного. Ирония не должна использоваться для унижения личности, особенно когда достижения успехов учеником в одних видах деятельности «растаптываются» учителем в тех видах деятельности, где подростку трудно добиться положительных результатов. Так, вызывая кдоске слабую по успеваемости девочку на уроке математики, учительница замечает: «Сейчас нам покажет свои знания заслуженная артистка балета Маша С.» (девочка успешно занимается бальными танцами). После такого вступления и смеха в классе девочка ничего не смогла решить, а только расплакалась.
Обратимся к мастеру применения иронии в воспитательном коллективе — А.С. Макаренко:
Существовало неписаное правило: в столовую все обязаны являться точно по сигналу. Опоздавший на пять минут оставался без завтрака или обеда. Некоторые коммунары, в особенности старшие, все же иногда задерживались в спальнях и приходили в столовую позже. Макаренко не поднимал по этому поводу никаких разговоров. Он просто, выждав после сигнала пять минут, подходил к двери столовой, где в вестибюле висела доска объявлений, и делал вид, что его внимание привлекла именно эта доска. Все опоздавшие, спустившись по лестнице и заметив Макаренко, принимали озабоченный вид и, не заворачивая в столовую, направлялись прямо на завод.
Таким образом Антон Семенович приучил всех ходить в столовую вовремя. Впоследствии он уже не выходил в вестибюль после сигнала. Опоздания в столовую стали редкостью.
Но однажды вышло так, что коммунар Саша Качаев опоздал к завтраку. В это время Макаренко случайно проходил по коридору. Ничего не оставалось делать, как поздороваться с ним и выйти на Саша так и поступил. А там его осенила мысль: «Вокруг нет ни души, столовая на первом этаже, окнараскрыты...». Качаевувлекался физкультурой и перепрыгнуть через подоконник для него не составляло труда. Через несколько секунд он уже сидел на своем месте, как ни в чем не бывало. Соседи по столу благодушно посмеивались. Никто не догадывался, что Антону Семеновичу все известно.
... Приказы по коммуне обычно зачитывались в столовой. Мы их выслушивали стоя. Так было и на этот раз. Как только все собрались на обед, послышалась команда:
— К приказу встать!
На середину вышел секретарь совета командиров и зачитал:
— Сегодня, опоздав к завтраку, коммунар Качаев влез в столовую через окно. Приказывая с сегодняшнего дня запретить Качаеву входить в столовую через дверь, а разрешить входить только через окно.
За выполнение данного приказа несет ответственность дежурный».
Обед проходил шумно. Смеялись, обсуждая столь забавный приказ. Многие специально приходили с другого конца столовой посмотреть на выражение лица Качаева. А у Саши совсем пропал аппетит. Он, не дожидаясь конца обеда, ушел.
Ужинать Качаев принципиально не пошел. Не пошел он и на другой день завтракать. Его вызвал Антон Семенович. Состоялся такой разговор:
— Чего дурака валяешь ?Почему не ходишь в столовую ?
— Вы же запретили.
— Зачем говоришь неправду. Язапретил тебе ходить через дверь. Через окно — пожалуйста.
— Что я дурак, чтобы в окно лазить ?
— А это тебе виднее. Ты сам избрал такой путь. Иди завтракать!
— В окно я не полезу.
— Ну, как
Перед обедом Качаев пришел к Антону Семеновичу уже сам.
— Разрешите ?
— Заходи.
— Антон Семенович, отмените приказ...
— Не вижу никакой необходимости. Мне дежурный говорил, что у тебя здорово получается. Влезть в окно для тебя пара пустяков.
Качаев
— Антон Семенович, отмените приказ. Я больше никогда не буду. По глупости так поступил.
— По глупости? — недоверчиво переспросил Антон Семенович, но взгляд его был таким теплым, отечески добрым и немного озорным, что у Качаева невольно вырвался вздох облегчения.
— Мне от насмешек прохода нет, — признался он простодушно.
Губы Макаренко чуть тронула улыбка.
— Значит, все понял ?
Качаев кивнул головой.
— Хорошо, — после небольшой паузы пообещал Макаренко, — приказ я отменю. Иди.
Чаще во взаимоотношения с неблагополучным подростком учитель или воспитатель вовлекает группу сверстников, на которых мог бы опереться взрослый, добиваясь положительного эффекта. Обычно это прием — осуждение. Выражается осуждение в высказываниях, оценках поступков, которые всегда эмоционально окрашены. Слова могут произноситься с негодованием, презрением, возмущением. Еще сильнее задевает чувства подростка прием развенчания. Эмоциональная окраска может быть такой же, как и при пользовании приемом осуждения, но речь воспитателя может быть совершенно спокойной и ровной.