Приемы осуждения и развенчания Антон Семенович Макаренко часто использовал в колонии.
Осуждение колонистов на общем собрании всегдадавало хороший результат. Тех, кого приглашали на собрание, после его окончания меняли свои взгляды и перестраивали поведение.
Вот как описывает проведение общего собрания в колонии А.С. Макаренко в повести «Флаги на башнях»:
Сигнал на общее собрание всегда игрался три раза: у главного здания, на производственном дворе и в парке. После трех раз Бегунок возвращался снова к главному зданию и здесь играл уже не целый сигнал, а только его последнюю фразу. Во время этой фразы Витя Тор- ский обыкновенно открывал собрание. Поэтому в колонии было принято на общее собрание собираться бегом, чтобы не остаться за дверью в коридоре...
Ваня Гальченко и его товарищи, сидя на диване в кабинете, горестно вслушивались в привычное чередование звуков: слышали шум шагов в коридоре, молчаливыми, грустными глазами проводили Алексея Степановича, который тоже ушел на собрание.
Они не имели права сейчас войти в «тихий» клуб, занять место среди товарищей — их должен привести дежурный бригадир.
Гуськом вошли в «тихий» кл\ 5. Нестеренкоповел их прямо на середину...
Витя 'Горский начал мучительно спокойно:
— Колонисты Марий, Кравчук и Новаки воспитанник Гальчен- ко, дайте объяснение, почему вы не подчинились приказу и пошли работать в цех. Только нечего рассказывать, как Соломон Давидович уговорил и как вы уши развесили. Это мы знаем. А вот по главному вопросу: как вы посмели не подчиниться приказу колонии ? Приказ, как у нас полагается, вы слушали стоя. Ты, Филя, старый колонист, одиннадцатый по списку, давай объяснения первым...
— Общее собрание — это серьезное дело. Шутить нельзя, товарищ Шарий и товарищ Кравчук, и товарищ Новак. Это вы должны хорошо запомнить.
Виктор Торский приступил к голосованию:
— Унас есть только одно предложение: снять с них звание колониста. Только на какое предлагаю на три месяца. Тебе последнее слово, товарищ Шарий...».
Высказывания на собрании товарищей, осуждавших поступок колонистов, заставляли их подчиниться мнению коллектива.
Примеры развенчания поведения школьников встречаются часто. На уроках учитель может дать задание, с которым ученик не сразу может справиться. И если он хорошо знает индивидуальные особенности своего ученика, то может ему снизить оценку за ответ.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие негативные проявления отношения взрослыхмогут вызвать агрессию детей ?
2. Каким путем взрослые могут помочь ребенку преодолеть чувство вины, страха?
3. В каких видах совместной деятельности ребенок может глубже осознать понять нравственный смысл его содержания?