Ситуацию конфликта с родителями ребенок может воспринять особенно остро.
Он может испытать чувство беспокойства от кажущейся только ему потери родителей. Он понимает, что не сможет добиться, чего хочет в данный момент, поэтому вынужден принять ограничения, запреты взрослых, их наказание. Таким образом, свою агрессию дети могут перенести на безобидные объекты (пнуть ногой котенка, перевернуть стульчик, потоптать одежду).
Становясь старше, ребенок проявляет агрессию уже к конкретному человеку. Возраст три года считается не только кризисным, но и периодом выраженной агрессивности малыша. Ребенок, не создававший трудностей и проблем в жизни семьи, вдруг, по мнению взрослых, превращается в упрямое деспотичное существо. Такое поведение обусловливается неразвитостью эмоционально-волевой сферы; отсюда и неумение управлять своими эмоциями. С одной стороны, ребенок проявляет самостоятельность, а с другой — слабую саморегуляцию.
Многие родители требуют от детей соответствия их представлений о поведении ребенка реальному, что значит подчинение и покорность взрослому. Непонимание родителями своего ребенка, его трудного периода выражается иногда применением физической силы и грубости. Воспитание детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, ссор формирует у них неумение сдерживать эмоции. Часто наблюдая раздражительность взрослых, дети переносят ее на своих сверстников.
Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье. Замечено, что в семьях, где чаще используется «демократический стиль», дети в большинстве ситуаций проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию и лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверил к людям, нежели их сверстники из «авторитетных» семей. В семьях же, где имеется негативный опыт общения, у детей развиваются негативные качества личности. Поэтому с момента рождения ребенка мать должна постоянно контролировать свои поступки, создавая благоприятные условия для роста и развития ребенка. Если она рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит из дома, редко общается со
своим то дальнейшее воспитание может быть сложным. На
такой благодатной почве формируются тревожность, подозрительность, агрессивность, эгоизм, жестокость.
Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, если она последовательна и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно.
После сурового наказания ребенок может быть не только расстроен, рассержен, но и забыть, за что он наказан. Поэтому он повинуется взрослым до тех пор, пока за ним наблюдают. Обычно выделяют следующие виды негативного проявления взрослыми отношения к ребенку:
— неприятие или недоброжелательное отношение;
— чрезмерное предъявление требований;
— проявление сверхзаботы и чрезмерного внимания.
При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.
Обычно ребенку кажется, что своим поведением, успехами, он не оправдывает родительских надежд и ожиданий. Он боится даже воображаемых наказаний, особенно физических. Дети, которых постоянно физически наказывают, испытывают страх даже тогда, когда раздумывают о своих действиях.
Дети с гипертрофированным чувством вины становятся менее активными, инициативными; их часто преследуют неудачи, реже хвалят взрослые и родители. Им труднее преодолеть формирующийся комплекс неполноценности. Поэтому задача родителей и воспитателей — помочь Детям, поощряя их любознательность, побуждать к изучению окружающего мира. Можно привлекать их к участию в самых разных домашних делах —приготовлению пищи, обсуждению планов семьи, украшению цветами и картинами комнат. Чтобы узнать, что же беспокоит ребенка, надо вызвать его на откровенный разговор. Чем быстрее и лучше справятся со своей задачей родители, найдя наиболее подходящий способ преодоления детского чувства вины, тем быстрее ребенок начнет проявлять свою самостоятельность и инициативу.
Можно также предоставить ребенку возможность побыть одному, помечтать, поразмышлять над собственными проблемами, а потом поделиться со взрослыми своими мыслями. Он может избавиться от чувства вины, участвуя в играх. Это не только ведущий вид деятельности дошкольника, но и, по словам Д. Б. Эльконина, «гигантская кладовая настоящей творческой мысли будущего человека». В игре малыш сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему чело - веческих отношений и ориентируется в смыслах человеческой деятельности. Игрушки, которые дают маленьким детям, иногда не привлекают их внимание, если они не новые и нелюбимые. Поэтомудля развития психики малышей знакомят с так называемыми играми, представляющими собой набор задач типа: составить узор, сложить из дидактического материала геометрические фигурки, нарисовать круг, собрать из разрозненных деталей движущиеся модели. Такие задачи должны выдаваться в порядке возрастания трудностей, иметь широкий возрастной диапазон. Для развития самостоятельности и творческих способностей не следует объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему словами, жестами, мимикой. Если с новой попытки он не смог решить задачу, следует подождать некоторое время (день, неделю, месяц), когда состояние и желание ребенка позволит обратиться к этим игровым задачам. Развивающие игры могут быть весьма разнообразными, их задания — ступеньки создают условия для развития индивидуальности. Но нельзя принуждать ребенка к этим играм. Наоборот, с помощью ласки, терпения, доброжелательства надо создать атмосферу свободного и радостного творчества. Важно показать в конце игры, что ребенок может сделать еще лучше, с какими трудностями он может справиться, какие у него есть для этого резервы. Лучше, если малыши сами будут оценивать свои работы. Им нужно дать почувствовать поддержку: «Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно получилось? Ты сможешь справиться с более сложной работой, я верю».
Игры всегда имеют значение не только для настоящего времени. Они, как правило, наделены на будущее. Природа создала детские игры для подготовки человека к жизнедеятельности. Игра для ребенка — всегда импровизация. Он соотносит разные впечатления жизни со своим личным опытом, а его активность связана с работой воображения. Ему нужно найти свою роль, представить, как действует человек, которому хочется подражать. Поэтому наряду с развивающими (дидактическими) играми часто используют любимые детьми сюжстно-роле- вые игры. Малыш стремится найти средства для достижения задуманного. Например, прежде чем отправить в полет, следует соорудить самолет. Игра в « Магазин» требует от ее участников умения подобрать «товары», распределить между собой роли. Нередко можно наблюдать, как дети что-то мастерят долго и увлеченно, готовясь к игре. Разыгрывая роль, ребенок может соединить реальные и сказочные персонажи: Баба-Ягу и лесника с пожарником, Айболита, Буратино и учительницу.
Побудить фантазию детей в детском саду можно вопросом: «Во что сегодня будем играть?», «Если ли в вашей игре сегодня место пожарникам?», «Какие игрушки вам нужны?», «Что вы сначала будете готовить для Важным побудителем игр может стать беседа. Если удастся
увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно, без предложения взрослого. Но родители или воспитатель могут посоветовать детям тему игры, если знают, что она заинтересует их. Игровое творчество у детей проявляется в реализации их замысла с помощью речи, жестов, мимики.
Задания для самоконтроля
/. Назовите некоторые причины проявления агрессивности у детей.
2. Составьте игры, задания, помогающие «снять» негативные реакции в поведении ребенка.
3. Подберите игры, помогающие детям «войти» в реальную жизнь.