7.6. Особенности перевоспитания подростков
При перевоспитании педагог должен уметь в нужное время выразить гнев, радость, возмущение, спокойствие; когда же школьники совершают проступки, выходящие за рамки озорства, — своевременно использовать прием показа возмущения. прием требует большой
выдержки воспитателя, чтобы довершить начатое. Не следует часто использовать такой прием, иначе сила воздействия его ослабевает. Один из воспитанников А. С. Макаренко вспоминает:
Как-то засиделись мы, несколько коммунаров, в кабинете у Антона Семеновича. Каким-то образом разговор коснулся «Ревизора» Гоголя. Я имел неосторожность спросить, что это за книга ?
— Как?— с изумлением перебил меня Антон Семенович. — Ты не читал «Ревизора» ?Немедленно убирайся отсюда, чтобы и духу твоего здесь не было!
Я выскочил из кабинета. Был поздний вечер. Библиотека закрыта. Но мне удалось раздобыть книгу у одного из учителей. Не уснул я до тех пор, пока не прочитал ее дважды...
Особым приемом, которым пользовался А.С. Макаренко, был «взрыв». Это явление, предусматривающее более быструю перестройку личности , так как создается совершенно неожиданная для воспи- туемых ситуация, в результате которой они принимают требования взрослых. Неожиданное возникающее чувство радости заставляет неблагополучного подростка пересмотреть свои прежние установки. Например, подростки ждут наказания за то, что сломали забор, а директор школы благодарит за то, что они начали доброе полезное дело: снесли забор, чтоб на месте старого построить новый. Подросткам кажется, что так оно и было. Они не хотели озорничать. Уверовав с помощью взрослого в свое благородство, они с энтузиазмом взялись за постройку нового забора.
Этот прием следует использовать весьма осторожно, продумав все «за» и «против». А.С. Макаренко подходил к «взрыву» постепенно, когда возникала необходимость принять в колонию новеньких. Сначала великий новатор вместе с активом приезжал вечером на железнодорожную станцию, арендовал в здании вокзала комнату. Затем старшие ребята-колонисты выходили к вагонам и собирали беспризорных, стаскивая их прямо с крыш вагонов, ловили между товарными составами, доставляя в комнату, где начальник колонии обращался к ним с просьбой помочь им в строительных работах. Условия работы тут же оговаривались: жилье в колонии, питание, обмундирование. Наутро колонисты вместе с новенькими шли через весь город под марш оркестра. А.С. Макаренко так описывает свой прием:
Дома после бани и стрижки, одетые в форменное платье, румяные, смущенные до глубин своей юной души и общим вниманием и увлекательной придирчивостью дисциплины, новенькие подверглись еще одному взрыву. На асфальтовой площадке, среди цветников, были сложены в большой куче их «костюмы для путешествий». Политое из бутылки керосином, «барахло» это горело буйным, дымным костром, а потом пришел Миша Гонтарь с веником и ведром и начисто смел жирный мохнатый пепел, подмаргивая хитро ближайшему новенькому:
— Вся твоя автобиография сгорела!
Старые колонисты хохотали над Мишиным неповоротливым остроумием, а новенькие оглядывались виновато: было уже неловко.
После этой огневой церемонии начались будни, в которых было все, что угодно, но почти не было пресловутой перековки: новенькие не затрудняли коллектив.
Так использование «взрыва» помогало А.С. Макаренко безболезненно приучать новых членов коллектива к общепринятым нормам жизни.