Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Поощрение подростков

    Содержание материала

    Поощрение подростков

    Большое значение в закреплении положительных привычек поведения имеет поощрение подростков. Тот, кого хвалят, сразу становится образцом для подражания. У неблагополучного подростка появляется надежда, что в его жизни можно многое изменить к лучшему. Он становится более восприимчивым к воздействиям педагогов и родителей.

    Большинство неблагополучных ребят обделены лаской, вниманием, теплом. Они хотят получить любовь окружающих и близких им людей. Поэтому учителя, работающие с такими подростками, часто пользуются следующими приемами:

    —   одобрением («Молодец!», «Очень хорошо!», «Так держать!»);

    —  похвалой («Ты сегодня работаешь значительно лучше!»);

    —   показом доброжелательного отношения, подчеркнутого внимания («Передай, пожалуйста, книги для ребят»);

    —    оказанием доверия («Я доверяю тебе ключи», «Ты справишься,..»);

    —   расширением прав (предложением усложнить поручение);

    —  верой в самого ребенка.

    При поощрении необходимо соблюдать меру. Оно должно быть справедливым, его следует сочетать с предъявлением новых требований.

    Воспитанник А.С. Макаренко вспоминает, как его поощрил начальник колонии... Такое отношение педагога он пронес через всю жизнь:

    В другой раз, помнится, мы сидели в кино и смотрели фильм. В зал вошел Макаренко и твердым голосом скомандовал:

    — Первый отряд — на выход. За ним — второй. Мы спокойно, в полном порядке вышли. Смотрим, из литейного цеха валит черный дым. Как выяснилось позже, огонь возник в результате какой-то технической неполадки.

    Макаренко умело повел борьбу с огнем. Каждый коммунар знал свое место. Не было и подобия паники. По совету Антона Семеновича мы образовали живой конвейер и передавали из рук в руки ведра с водой.

    Мне выпала трудная задача — сбить пламя, подбиравшееся к высоко установленному баку с нефтью. Я был вне себя от радости, что Макаренко именно мне доверил это задание. Не помня себя, я бросился тушить пламя, преграждая ему путь к нефти. Когда пламя было сбито, я в изнеможении опустился на траву. Мимо проходил Макаренко. Он ободряюще глянул в мою сторону, и это было для меня самой большой наградой.

    7.7. Изучение неблагополучных подростков

    Для успешного перевоспитания личности подростков учитель или воспитатель должен иметь программу действий. Прежде всего это:

    1.   Отношение подростка

    —    к учебной деятельности;

    —    к общественно-полезной работе;

    —    к поручениям;

    —    к детскому коллективу, его лидерам;

    —    к сверстникам, к взрослым;

    —    к младшим по возрасту;

    —          к самому себе.

    2.   Информация о положении, занимаемом подростком в коллективе, семье, группах по интересам и т. д.;

    3.    Изучение (прослеживание) динамики развития и изменения отношения к окружающей действительности.

    Характеристика личности неблагополучного подростка включает основные разделы:

    1.   Общие сведения о школьнике.

    2.   Условия семейного воспитания.

    Участие в различных видах деятельности и характеристику этих видов деятельности.

    2.   Направленность личности (личная, общественная направленность).

    3.   Положение в коллективе.

    4.   Уровень самооценки школьника.

    5.   Особенности эмоционально-волевой сферы.

    6.   Способности, темперамент, характеристика.

    В.Г. Баженов предлагает подробный план содержания некоторых разделов характеристики.

    Так, раздел «Условия семейного воспитания», на его взгляд, может включать следующую информацию:

    ♦    Взаимоотношения в семье подростка: хорошие, конфликтные, антипедагогические, аморальные, асоциальные _

    □ Как подросток относится к родителям (любит, уважает, гордится, ненавидит, презирает, боится, стыдится, безразличен)

    ♦    Характер общения подростка с родителями (потребительский, доброжелательный, товарищеский) _

    ♦    Формы общения родителей с подростком в свободное время: беседы, прогулки, экскурсии, обсуждение прочитанного, увиденного_____________

    ♦    Чем обусловлена неприязнь к родителям: наличием отрицательных качеств у родителей, алкоголизмом, отсутствием духовных интересов, непедагогическими методами воздействия на подростка, отсутствием внимания кподростку_

    ♦    В какой форме проявляются конфликты подростка с родителями (грубость, непослушание, ссоры, побег излома) __

    ♦    Как подросток реагирует на конфликты в семье (не замечает, остается безразличным, внутренне глубоко переживает, выражает активный протест против одного из родителей, пытается примирить родителей)              

    В разделе о различных видах деятельности автор обращает внимание на такие пункты, как:

    ♦    Каким видам деятельности отдает предпочтение (учебной, трудовой, спортивной, художественно-творческой, игровой, конструктивно-технической) _

    ♦    Успеваемость в школе в настоящее время__________

    ♦    По каким предметам успевает лучше _

    по каким хуже_________________________

    ♦    С чем связаны неудачи в обучении (с пробелами в знаниях, отсутствием способностей для овладения данной дисциплиной.

    отсутствием привычки к систематической учебной деятельности, конфликтными отношениями с преподавателем той или иной

    ♦    Какова точность, быстрота, длительностьудержания учебного материала в памяти           

    ♦    Какие виды внимания преобладают (устойчивость, переклю- чаемость, распределяемость              

    ♦    Как подросток пытается ликвидировать пробелы в знаниях (остается на дополнительные консультации, желает взять задание по пропущенному учебному материалу_______________

    ♦    Чем занимается во внеурочное время_____________________

    Раздел «Направленность личности» поможет выявить следующую

    информацию о подростке:

    ♦    Каковы мотивы участия в различных видахдсятсльности (высокий нравственный идеал, положительный пример, получение знаний, умений, навыков, стремление не подвести класс, школу, победить в соревновании, не огорчать родителей, боязнь быть наказанным, стремление выделиться, извлечь пользу для себя.

    ♦    Глубина, широта, устойчивость и действенность выявленных мотивов деятельности          

    ♦    Каковы мотивы общения со сверстниками, учителями, родителями            

    ♦    Направленность читательских интересов____________________

    ♦    Стремления школьника, его намерения, мечты и идеалы (общественно значимые или эгоистические, устойчивые или неустойчивые, разнообразные или однообразные_______________

    ♦    Имеют ли место проявления (хотя бы частичные) вредных привычек: курение, употребление вина; антиобщественных потребностей: воровство и другие правонарушения____________

    ♦    Какие отклонения в поведении подростка наблюдаются регулярно (грубит старшим, агрессивен, неуважителен, безразличен к одноклассникам, не участвует в общественно полезных мероприятиях школы, недисциплинирован, дезорганизует и пропускает учебные занятия и внеурочные мероприятия, курит, употребляет жаргонные и нецензурные выражения, обманывает, совершает побеги излома, занимается воровством).

    При сборе информации по выявлению положения подростка в коллективе (5 раздел) следует обратить внимание на следующее:

    ♦    С кем из одноклассников дружит педагогически запущенный подросток. Продолжительность этой дружбы. Основа дружеских отношений: взаимопомощь в учебе; отношение к событиям в классе; сходное положение в системе внутриколлективных отношений; близкое местожительство, общий досуг

    ♦    Стремится ли подросток расширить дружеские отношения с одноклассниками      

    □    Какова направленность поведения его друзей-одноклассников и друзей вне школы             

    G К кому из взрослых (преподавателю какого предмета, классному руководителю, родителям) подросток испытывает особое уважение и чем это объясняет__________________________

    □    Возникали ли у подростка конфликты с учителями, классным руководителем, отдельными одноклассниками, коллективом класса (по каким причинам) __________________________

    ♦    Как подросток реагирует на воздействия учителей и коллектива (проявляет резко отрицательное отношение; не скрывает нежелания исправиться; безразличен, внешне принимает замечания, не изменяя поведения; стремится исправиться)___________________________________________

    ♦    Какие особенности личности подростка создают трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями (упрямство, раздражительность, несдержанность, агрессивность, жестокость, грубость, застенчивость, повышенная впечатлительность, внушаемость, лживость, лень, безволие)____

    Некоторые особенности личности подростка В. Г. Баженов предлагает изучить по следующим пунктам. Например, особенности темперамента:

    ♦    Выносливость в работе (может длительное время работать без перерыва, не снижая результатов; быстро утомляется, необходимы перерывы: длительно и напряженно работать не может

    ♦    Как переносит сильные жизненные воздействия (стойко, отвечает на них повышением активности, сильные воздействия приводят к срывам, понижению активности) _

    ♦    Сохраняет ли самообладание и выдержку в трудных, непривычных, критических условиях или теряется, срывается, раздражается, пасует в трудную минуту_______________________

    ♦    Способен спокойно и долго ожидать что-либо до я него важное или неспособен к длительным ожиданиям                

    Бурно включается в новую деятельность, легко «возбуждается» или трудно и медленно «загорается», невосприимчив______________________________________________________

    ♦    Подвижный, легко и быстро переходит от одного вида деятельности к другому или, наоборот, инертный, медленно и трудно переключается___________________________________

    ♦   Легко и быстро усваивает новые знания, умения, навыки или трудно и медленно  

    ♦   Легко реагирует на новые впечатления (даже если они незначительны) или невпечатлителен         

    ♦    Боевой, напористый, энергичный или тихий, спокойный

    ♦   Уравновешен, спокоен или склонен к эмоциональным срывам

    Знания об общих и специальных способностях подростка можно определить, опираясь на следующие вопросы:

    ♦    К какому виду деятельности проявляется повышенная склонность подростка        

    ♦    К какому виду труда проявляется повышенная склонность: к физическому труда, умственному труду        

    ♦    Насколько эта склонность устойчивая, действенная и подлинная: добывает дополнительные знания, приобретает специальные навыки и умения, стремится включиться в производительный труд, проявляет стремление к общественным или личным успехам в этой деятельности________

    ♦    Проявляет способности: в умственной деятельности, трудовой, спортивной, музыкальной, изобразительной; математические способности, технические, педагогические, организаторские

    ♦    Имеет ли склонность к определенной профессии_______________


    Please publish modules in offcanvas position.