Поощрение подростков
Большое значение в закреплении положительных привычек поведения имеет поощрение подростков. Тот, кого хвалят, сразу становится образцом для подражания. У неблагополучного подростка появляется надежда, что в его жизни можно многое изменить к лучшему. Он становится более восприимчивым к воздействиям педагогов и родителей.
Большинство неблагополучных ребят обделены лаской, вниманием, теплом. Они хотят получить любовь окружающих и близких им людей. Поэтому учителя, работающие с такими подростками, часто пользуются следующими приемами:
— одобрением («Молодец!», «Очень хорошо!», «Так держать!»);
— похвалой («Ты сегодня работаешь значительно лучше!»);
— показом доброжелательного отношения, подчеркнутого внимания («Передай, пожалуйста, книги для ребят»);
— оказанием доверия («Я доверяю тебе ключи», «Ты справишься,..»);
— расширением прав (предложением усложнить поручение);
— верой в самого ребенка.
При поощрении необходимо соблюдать меру. Оно должно быть справедливым, его следует сочетать с предъявлением новых требований.
Воспитанник А.С. Макаренко вспоминает, как его поощрил начальник колонии... Такое отношение педагога он пронес через всю жизнь:
В другой раз, помнится, мы сидели в кино и смотрели фильм. В зал вошел Макаренко и твердым голосом скомандовал:
— Первый отряд — на выход. За ним — второй. Мы спокойно, в полном порядке вышли. Смотрим, из литейного цеха валит черный дым. Как выяснилось позже, огонь возник в результате какой-то технической неполадки.
Макаренко умело повел борьбу с огнем. Каждый коммунар знал свое место. Не было и подобия паники. По совету Антона Семеновича мы образовали живой конвейер и передавали из рук в руки ведра с водой.
Мне выпала трудная задача — сбить пламя, подбиравшееся к высоко установленному баку с нефтью. Я был вне себя от радости, что Макаренко именно мне доверил это задание. Не помня себя, я бросился тушить пламя, преграждая ему путь к нефти. Когда пламя было сбито, я в изнеможении опустился на траву. Мимо проходил Макаренко. Он ободряюще глянул в мою сторону, и это было для меня самой большой наградой.
7.7. Изучение неблагополучных подростков
Для успешного перевоспитания личности подростков учитель или воспитатель должен иметь программу действий. Прежде всего это:
1. Отношение подростка
— к учебной деятельности;
— к общественно-полезной работе;
— к поручениям;
— к детскому коллективу, его лидерам;
— к сверстникам, к взрослым;
— к младшим по возрасту;
— к самому себе.
2. Информация о положении, занимаемом подростком в коллективе, семье, группах по интересам и т. д.;
3. Изучение (прослеживание) динамики развития и изменения отношения к окружающей действительности.
Характеристика личности неблагополучного подростка включает основные разделы:
1. Общие сведения о школьнике.
2. Условия семейного воспитания.
Участие в различных видах деятельности и характеристику этих видов деятельности.
2. Направленность личности (личная, общественная направленность).
3. Положение в коллективе.
4. Уровень самооценки школьника.
5. Особенности эмоционально-волевой сферы.
6. Способности, темперамент, характеристика.
В.Г. Баженов предлагает подробный план содержания некоторых разделов характеристики.
Так, раздел «Условия семейного воспитания», на его взгляд, может включать следующую информацию:
♦ Взаимоотношения в семье подростка: хорошие, конфликтные, антипедагогические, аморальные, асоциальные _
□ Как подросток относится к родителям (любит, уважает, гордится, ненавидит, презирает, боится, стыдится, безразличен)
♦ Характер общения подростка с родителями (потребительский, доброжелательный, товарищеский) _
♦ Формы общения родителей с подростком в свободное время: беседы, прогулки, экскурсии, обсуждение прочитанного, увиденного_____________
♦ Чем обусловлена неприязнь к родителям: наличием отрицательных качеств у родителей, алкоголизмом, отсутствием духовных интересов, непедагогическими методами воздействия на подростка, отсутствием внимания кподростку_
♦ В какой форме проявляются конфликты подростка с родителями (грубость, непослушание, ссоры, побег излома) __
♦ Как подросток реагирует на конфликты в семье (не замечает, остается безразличным, внутренне глубоко переживает, выражает активный протест против одного из родителей, пытается примирить родителей)
В разделе о различных видах деятельности автор обращает внимание на такие пункты, как:
♦ Каким видам деятельности отдает предпочтение (учебной, трудовой, спортивной, художественно-творческой, игровой, конструктивно-технической) _
♦ Успеваемость в школе в настоящее время__________
♦ По каким предметам успевает лучше _
по каким хуже_________________________
♦ С чем связаны неудачи в обучении (с пробелами в знаниях, отсутствием способностей для овладения данной дисциплиной.
отсутствием привычки к систематической учебной деятельности, конфликтными отношениями с преподавателем той или иной
♦ Какова точность, быстрота, длительностьудержания учебного материала в памяти
♦ Какие виды внимания преобладают (устойчивость, переклю- чаемость, распределяемость
♦ Как подросток пытается ликвидировать пробелы в знаниях (остается на дополнительные консультации, желает взять задание по пропущенному учебному материалу_______________
♦ Чем занимается во внеурочное время_____________________
Раздел «Направленность личности» поможет выявить следующую
информацию о подростке:
♦ Каковы мотивы участия в различных видахдсятсльности (высокий нравственный идеал, положительный пример, получение знаний, умений, навыков, стремление не подвести класс, школу, победить в соревновании, не огорчать родителей, боязнь быть наказанным, стремление выделиться, извлечь пользу для себя.
♦ Глубина, широта, устойчивость и действенность выявленных мотивов деятельности
♦ Каковы мотивы общения со сверстниками, учителями, родителями
♦ Направленность читательских интересов____________________
♦ Стремления школьника, его намерения, мечты и идеалы (общественно значимые или эгоистические, устойчивые или неустойчивые, разнообразные или однообразные_______________
♦ Имеют ли место проявления (хотя бы частичные) вредных привычек: курение, употребление вина; антиобщественных потребностей: воровство и другие правонарушения____________
♦ Какие отклонения в поведении подростка наблюдаются регулярно (грубит старшим, агрессивен, неуважителен, безразличен к одноклассникам, не участвует в общественно полезных мероприятиях школы, недисциплинирован, дезорганизует и пропускает учебные занятия и внеурочные мероприятия, курит, употребляет жаргонные и нецензурные выражения, обманывает, совершает побеги излома, занимается воровством).
При сборе информации по выявлению положения подростка в коллективе (5 раздел) следует обратить внимание на следующее:
♦ С кем из одноклассников дружит педагогически запущенный подросток. Продолжительность этой дружбы. Основа дружеских отношений: взаимопомощь в учебе; отношение к событиям в классе; сходное положение в системе внутриколлективных отношений; близкое местожительство, общий досуг
♦ Стремится ли подросток расширить дружеские отношения с одноклассниками
□ Какова направленность поведения его друзей-одноклассников и друзей вне школы
G К кому из взрослых (преподавателю какого предмета, классному руководителю, родителям) подросток испытывает особое уважение и чем это объясняет__________________________
□ Возникали ли у подростка конфликты с учителями, классным руководителем, отдельными одноклассниками, коллективом класса (по каким причинам) __________________________
♦ Как подросток реагирует на воздействия учителей и коллектива (проявляет резко отрицательное отношение; не скрывает нежелания исправиться; безразличен, внешне принимает замечания, не изменяя поведения; стремится исправиться)___________________________________________
♦ Какие особенности личности подростка создают трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями (упрямство, раздражительность, несдержанность, агрессивность, жестокость, грубость, застенчивость, повышенная впечатлительность, внушаемость, лживость, лень, безволие)____
Некоторые особенности личности подростка В. Г. Баженов предлагает изучить по следующим пунктам. Например, особенности темперамента:
♦ Выносливость в работе (может длительное время работать без перерыва, не снижая результатов; быстро утомляется, необходимы перерывы: длительно и напряженно работать не может
♦ Как переносит сильные жизненные воздействия (стойко, отвечает на них повышением активности, сильные воздействия приводят к срывам, понижению активности) _
♦ Сохраняет ли самообладание и выдержку в трудных, непривычных, критических условиях или теряется, срывается, раздражается, пасует в трудную минуту_______________________
♦ Способен спокойно и долго ожидать что-либо до я него важное или неспособен к длительным ожиданиям
Бурно включается в новую деятельность, легко «возбуждается» или трудно и медленно «загорается», невосприимчив______________________________________________________
♦ Подвижный, легко и быстро переходит от одного вида деятельности к другому или, наоборот, инертный, медленно и трудно переключается___________________________________
♦ Легко и быстро усваивает новые знания, умения, навыки или трудно и медленно
♦ Легко реагирует на новые впечатления (даже если они незначительны) или невпечатлителен
♦ Боевой, напористый, энергичный или тихий, спокойный
♦ Уравновешен, спокоен или склонен к эмоциональным срывам
Знания об общих и специальных способностях подростка можно определить, опираясь на следующие вопросы:
♦ К какому виду деятельности проявляется повышенная склонность подростка
♦ К какому виду труда проявляется повышенная склонность: к физическому труда, умственному труду
♦ Насколько эта склонность устойчивая, действенная и подлинная: добывает дополнительные знания, приобретает специальные навыки и умения, стремится включиться в производительный труд, проявляет стремление к общественным или личным успехам в этой деятельности________
♦ Проявляет способности: в умственной деятельности, трудовой, спортивной, музыкальной, изобразительной; математические способности, технические, педагогические, организаторские
♦ Имеет ли склонность к определенной профессии_______________