Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Наблюдение — один из основных методов изучения учащихся

    Содержание материала

    Наблюдение — один из основных методов изучения учащихся.

    Оно дает представление о поведении ученика в естественных условиях, в наиболее типичных видах деятельности и отношениях в коллективе. Ученики при этом не должны чувствовать себя объектом исследования. Прежде чем использовать метод наблюдения, учитель должен поставить цель, отобрать объекты наблюдения, подготовить схемы для записей.

    Выполнение этих правил необходимо как для непосредственного наблюдения, так и для опосредованного. Но при этом следует обязательно подробно проинструктировать родителей, руководителей кружков и других взрослых, которые будут фиксировать поведение подростка вне школы. Свои наблюдения и данные, полученные через опосредованное наблюдение, учитель или воспитатель записывают в дневнике наблюдений. Формы ведения дневника самые разнообразные. Приводим примерную схему ведения дневника неблагополучного подростка. В основу положена работа В. Г. Баженова «Воспитание педагогически запущенных подростков».

    ♦     Сведения о подростке:

    1.                                                        Школа            Класс

    2. Фамилия                             Имя                         Отчество

    3.                                                                                                                                  Дата рождения (год, число, месяц)          

    ♦     Наблюдения классного руководителя:

    —    период времени наблюдения;

    —    отношение подростка к учебной деятельности;

    —          отношение к другим видам деятельности;

    —    отношение к друзьям, родителям, учителям, сверстникам;

    -     интересы, увлечения подростка;

    -             круг друзей, товарищей в свободное время;

    -     навыки культурного поведения;

    -     особенности характера;

    -    проявления неблагополучности подростком;

    -     количество приводов, задержаний в детской комнате милиции;

    -    учет поведения подростка в инспекции по делам несовершеннолетних

    ♦     Состояние здоровья подростка Отклонения в физическом развитии _

    Занятия спортом (какими видами) _ ______________________

    Состоит ли на учете в психоневрологическом диспансере (по каким причинам)   

    ♦     Выводы о причинах неблагополучного поведения и меры по преодолению этого поведения.

    Учет результатов всех видов наблюдения позволит увидеть и изучить поведение подростка со всех сторон, определить его сильные и слабые стороны. Однако наблюдение не дает достаточно объективной картины об учащемся, поэтому выводы могут быть предположительными, но не окончательными.


    Please publish modules in offcanvas position.