Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Письменный опрос или анкетирование

    Содержание материала

    Письменный опрос или анкетирование

    дополняют образ подростка, сформированный учителем.

    Анкетный опрос требует определенной системы в применении. Опыт показывает, что лучше всего его проводить в начале учебного года, включив в него те вопросы, которые интересуют классного руководителя и других учителей, планирующих работу с классом. В дальнейшем анкетирование можно использовать перед проведением внеклассного мероприятия, родительского собрания.

    Анкеты могут быть открытыми и закрытыми, анонимными и с указанием фамилии ученика. Открытые анкеты дают детям возможность свободно изложить свою точку зрения.

    Закрытые вопросы анкеты предусматривают ограниченный выбор ответов, из которых отвечающий должен выбрать наиболее приемлемый для себя. Рекомендуется не загромождать анкеты множеством вопросов. Не следует задавать вопросы напрямик. Ученик очень чутко воспринимает настроение учителя, и если он понял, чего от него хотят, он обязательно ответит на вопрос анкеты так, как хочет учитель. Поэтому лучше не ставить вопрос: «Хочешь ли ты учиться?».

    Опытный учитель предложил бы такой вопрос: «Если бы ты был министром образования, сколько времени в учебном году отводилось бы учебе, а сколько каникулам?».

    Одну и ту же анкету можно предлагать ученику, родителям, а затем обобщить результаты.

    Пример:

    — Какое твое любимое занятие? (вопрос для подростка).

    — Какое любимое занятие вашего ребенка? (вопрос родителям).

    Сравнение ответов даст возможность учителю понять, знают ли родители интересы сына (дочери), его (ее) увлечения. Совпадение ответов детей и родителей дадут информацию об отношениях в семье, об открытости ребенка. Следует после обработки анкет хранить результаты для последующего сравнения уровня развития и воспитанности школьника.

    В детском коллективе принято использовать социометрический метод, или метод взаимных оценок учащихся. Устанавливаются баллы, по которым каждый школьник сможет оценить своих сверстников. После оценивания учащимися друг друга результаты заносятся в сводную

    Взаимные оценки, в которых выражено мнение каждого ученика, позволяют корректировать результаты изучения личности учащихся, полученные с помощью других методов.

    Примечание: социометрию легко провести, задав детям два вопроса:

    —            Кого бы ты пригласил на свой день рождения в первую очередь?

    —           Кого бы ты не хотел приглашать на свой день рождения? Рис. 4. Матрица социометрического исследования


    По материалам социометрии выявляются:

    —   лидеры,

    —   популярные,

    —   предпочитаемые, пренебрегаемые,

    —   отверженные (изолированные).

    Однако результаты такого исследования педагог ни в коем случае не должен предавать огласке.

    Для успешного проведения целенаправленной работы по перевоспитанию школьников классному руководителю или воспитателю следует изучить характерные особенности личности подростков. Интересную схему изучения предлагает Е.В. Бондаревская, выделяя основные сферы нравственных отношений, нравственные чувства, способности к саморегуляции и качества личности, дающие подростку правильные ориентиры для организации его дальнейшей жизнедеятельности. Приводим ниже схему изучения личности.


    Please publish modules in offcanvas position.