Коррекционная педагогика - Кукушин В.С. - Баженов для изучения личности подростка выделяет черты характера по группам,

    Содержание материала

    Баженов для изучения личности подростка выделяет черты характера по группам,

    используя систему отношений Е.В. Бондаревской, оценивая каждую по четырем проявлениям.

    I  проявление раскрывает, как подросток понимает содержание нравственного качества, соответствующего изучаемой черте характера. Если ребенок понимает, — напротив данного нравственного качества в первой графе ставится знак «+», если понимает неточно — «—», понимает неправильно — «О».

    II проявление указывает, как подросток переживает несоответствие поступков нравственным нормам, характеризующим изучаемое нравственное качество личности. Если подросток переживает несоответствие, то во второй графе ставится знак «+», если безразличен — «—», провоцирует нарушение нравственных норм — «О».

    III  проявление раскрывает стремление подростка к соблюдению нравственных норм, в которых проявляется изучаемая черта характера. Если подросток стремится к соблюдению нравственных норм, то в третьей графе ставится знак «+», не стремится, безразличен — «—», избегает соблюдения нравственных норм —«О».

    IV  проявление определяет качество личности в действиях и поступках. Если данное качество проявляется постоянно, то в четвертой графе ставится знак «+», подросток непоследователен в своих действиях, безволен — «—», наблюдается противоположное, крайне индивидуалистическое поведение — «О».

    Рассмотрим, как оцениваются черты характера. Например, правдивость проявляется в том, что подросток понимает необходимость быть искренним, правдивым с другими и с самим собой, уметь честно признавать свои ошибки и т. д. (в первой графе против нравственногоТаблица 12

    Схема изучения личности подростка по Е. В. Бонда|

    Предмет изучения

    Основные компоненты нравственной воспитанности

    Основные сферы нравственных отношений личности к действительности

    Отношение к общественным интересам

    Отношение к нию

    Отношение к самому себе

    Отношение к людям

    Отношение к общественно полезному труду

    Основные нравственные чувства

    Чувство долга, чувство ответственности

    Чувство любви к школе, знаниям

    Чувство чести

    Чувство

    чувство справедливости

    Чувство любви к трудовой деятельности (трудолюбие)

    Способность к нравственной саморегуляции

    Способность следовать этическим нормам и правилам в деятельности и поведении

    Способность к поиску необходимой информации. Способность анализировать, прогнозировать свои действия

    Способность к нравственному самовоспитанию

    Способность к проявлению моральной ответственности

    Способность активно утверждать нормы нравственности

    Нравственные качества

    Ответственность. Общественная активность. Забота об общественных интересах.

    Дисциплинированность. Познавательная активность

    Целеустремленность

    Культура поведения.Скром- ность. Честность

    Самодеятельность, инициатива

    качества ставится знак «+»). Далее, подросток переживает, если скрывает свой проступок (во второй графе против этого же нравственного качества ставится знак «+»). В то же время подросток не стремится быть правдивым (в третьей графе ставится знак «—«). И наконец, для подростка характерно стремление скрыть свои проступки (в четвертой графе — «О»).

    Критерием правильности понимания, переживания нравственных норм, стремления их соблюдать, характерных проявлений в поведении служит соответствие этих проявлений (в высказываниях и поступках подростка) общественной или эгоистической направленности личности. Поэтому общественная направленность личности определяет правдивость как черту характера, эгоистическая, наоборот, — лживость.

    Заполнение таблицы, приведенной ниже, по четырем проявлениям позволит воспитателю объективно охарактеризовать единство знаний, стремлений и поведения подростка. Подробный анализ характерных качеств личности несомненно поможет в выборе оптимальных методов и форм предупреждения и преодоления неадекватного общественным нормам поведения школьников.

    Таблица 13

    Объективная характеристика подростка

    Черты характера

    Проявления


    I

    II

    III

    IV

    /. Волевые

    Целеустремленность

    Самостоятельность

    Инициативность

    Решительность

    Настойчивость

    Выдержка и самообладание

    Дисциплинированность

    Мужество и смелость






    II. Эмоциональные

    Веселость





    Бодрость





    Невозмутимость





    III. Выражающие отношение к трудовой деятельности

    Ответственность Добросовестность Трудолюбие Бережливость


    Окончание табл.13 Черты характера         Проявления

    К! IV

    IV. Выражающие отношение к себе

    Самокритичность

    Уверенность

    Требовательность

    Правдивость

    Скромность

    Дисциплинированность

    V. Выражающие отношение к людям

    Коллективизм

    Общительность

    Вежливость

    Отзывчивость

    Справедливость

    Принципиальность

    Бескорыстие_____

    При изучении личности школьников многие классные руководители используют тесты-анкеты, с помощью которых можно понять ориентацию подростков на образ жизни (здоровый, духовно полный, обедненный, нездоровый).

    Ниже предлагается тест-анкета, составленная В.И, Андреевым, которую можно предложить в сокращении родителям учащихся.


    Please publish modules in offcanvas position.