Баженов для изучения личности подростка выделяет черты характера по группам,
используя систему отношений Е.В. Бондаревской, оценивая каждую по четырем проявлениям.
I проявление раскрывает, как подросток понимает содержание нравственного качества, соответствующего изучаемой черте характера. Если ребенок понимает, — напротив данного нравственного качества в первой графе ставится знак «+», если понимает неточно — «—», понимает неправильно — «О».
II проявление указывает, как подросток переживает несоответствие поступков нравственным нормам, характеризующим изучаемое нравственное качество личности. Если подросток переживает несоответствие, то во второй графе ставится знак «+», если безразличен — «—», провоцирует нарушение нравственных норм — «О».
III проявление раскрывает стремление подростка к соблюдению нравственных норм, в которых проявляется изучаемая черта характера. Если подросток стремится к соблюдению нравственных норм, то в третьей графе ставится знак «+», не стремится, безразличен — «—», избегает соблюдения нравственных норм —«О».
IV проявление определяет качество личности в действиях и поступках. Если данное качество проявляется постоянно, то в четвертой графе ставится знак «+», подросток непоследователен в своих действиях, безволен — «—», наблюдается противоположное, крайне индивидуалистическое поведение — «О».
Рассмотрим, как оцениваются черты характера. Например, правдивость проявляется в том, что подросток понимает необходимость быть искренним, правдивым с другими и с самим собой, уметь честно признавать свои ошибки и т. д. (в первой графе против нравственногоТаблица 12
Схема изучения личности подростка по Е. В. Бонда|
Предмет изучения |
Основные компоненты нравственной воспитанности |
||||
Основные сферы нравственных отношений личности к действительности |
Отношение к общественным интересам |
Отношение к нию |
Отношение к самому себе |
Отношение к людям |
Отношение к общественно полезному труду |
Основные нравственные чувства |
Чувство долга, чувство ответственности |
Чувство любви к школе, знаниям |
Чувство чести |
Чувство чувство справедливости |
Чувство любви к трудовой деятельности (трудолюбие) |
Способность к нравственной саморегуляции |
Способность следовать этическим нормам и правилам в деятельности и поведении |
Способность к поиску необходимой информации. Способность анализировать, прогнозировать свои действия |
Способность к нравственному самовоспитанию |
Способность к проявлению моральной ответственности |
Способность активно утверждать нормы нравственности |
Нравственные качества |
Ответственность. Общественная активность. Забота об общественных интересах. |
Дисциплинированность. Познавательная активность |
Целеустремленность |
Культура поведения.Скром- ность. Честность |
Самодеятельность, инициатива |
качества ставится знак «+»). Далее, подросток переживает, если скрывает свой проступок (во второй графе против этого же нравственного качества ставится знак «+»). В то же время подросток не стремится быть правдивым (в третьей графе ставится знак «—«). И наконец, для подростка характерно стремление скрыть свои проступки (в четвертой графе — «О»).
Критерием правильности понимания, переживания нравственных норм, стремления их соблюдать, характерных проявлений в поведении служит соответствие этих проявлений (в высказываниях и поступках подростка) общественной или эгоистической направленности личности. Поэтому общественная направленность личности определяет правдивость как черту характера, эгоистическая, наоборот, — лживость.
Заполнение таблицы, приведенной ниже, по четырем проявлениям позволит воспитателю объективно охарактеризовать единство знаний, стремлений и поведения подростка. Подробный анализ характерных качеств личности несомненно поможет в выборе оптимальных методов и форм предупреждения и преодоления неадекватного общественным нормам поведения школьников.
Таблица 13
Объективная характеристика подростка
Черты характера |
Проявления |
|||
|
I |
II |
III |
IV |
/. Волевые |
||||
Целеустремленность Самостоятельность Инициативность Решительность Настойчивость Выдержка и самообладание Дисциплинированность Мужество и смелость |
|
|
|
|
II. Эмоциональные |
||||
Веселость |
|
|
|
|
Бодрость |
|
|
|
|
Невозмутимость |
|
|
|
|
III. Выражающие отношение к трудовой деятельности |
Ответственность Добросовестность Трудолюбие Бережливость
Окончание табл.13 Черты характера Проявления
К! IV
IV. Выражающие отношение к себе
Самокритичность
Уверенность
Требовательность
Правдивость
Скромность
Дисциплинированность
V. Выражающие отношение к людям
Коллективизм
Общительность
Вежливость
Отзывчивость
Справедливость
Принципиальность
Бескорыстие_____
При изучении личности школьников многие классные руководители используют тесты-анкеты, с помощью которых можно понять ориентацию подростков на образ жизни (здоровый, духовно полный, обедненный, нездоровый).
Ниже предлагается тест-анкета, составленная В.И, Андреевым, которую можно предложить в сокращении родителям учащихся.