7 .8. Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников детского дома
В сфере досуга, как ни в какой другой, проявляется характер человека. Каждый ребенок связан с определенной системой впечатлений; каждый стремится хотя бы на время выйти за пределы привычного, реализовать себя в иных областях отношений, в иных условиях. В досуго- вой сфере границы реального и идеального нарушаются, и ребенок предстает не только таким, каким его сделала необходимость, но и таким, каким он хотел бы себя видеть, каким он мог ы стать при других обстоятельствах. В этом смысле в какой-то степени можно говорить о том, что ребенок полностью проявляется лишь в мире досуга. Это утверждение особенно справедливо в отношении воспитанников детского дома, которые, являясь дезадаптированной категорией, в большей степени, чем кто-либо, нуждаются в адаптационной сист ;мс. Несомненно, к одному из защитных механизмов, составляющих э у систему, можно отнести компенсацию как стремление «увидеть и пережить то, что невозможно увидеть и пережить в
К приоритетным задачам досуга доме, на наш взгляд, по
мимо компенсации можно отнести:
— стремление реализовать свои способности посредством активной творческой
— развитие коммуникативных способностей;
— развитие и расширение сферы;
— развитие личности (втом числе и расширение кругозора);
развитие способностей к
— обогащение духовного
— формирование направленности (создание позитивной жизненной позиции, накопление положительных эмоций);
— саморазвитие, самовоспитание;
— психотерапия (установление духовного комфорта личности,
удовлетворение в энергетической разрядке, снятие
ческих зажимов, стремление к рекреации как к смене видов деятельности).