Участие в различных формах досуговой деятельности
(особенно дра- матизациях, инсценировках) оказывает большой терапевтический эффект, предоставляя нашим воспитанникам возможность «отыграть» пережитый ими стресс. Спрятавшись за текст роли, иногда — за характер персонажа, «замаскировавшись» (а может, и буквально — надев маску) и не боясь уличения, ребенок также получает уникальную возможность целительной исповеди без малейшего ущерба для своей и без того хрупкой психики.
В процессе культурно- досуговой деятельности воспитанников детского дома привлекает возможность импровизации, чередование видов деятельности в зависимости от психологического состояния и внешних обстоятельств, следование собственным установкам и ориентациям, индивидуализация деятельности. Принимая участие в культурно-досуговой деятельности, дети стараются с наименьшим ущербом для себя идентифицироваться со средой, соотнести привычные формы и способы этой деятельности с новыми. Иначе говоря, они активно стремятся к варьированию, создавая при этом подходящие для конкретной ситуации шаблоны поведения. При этом степень участия в досу- говой деятельности и поведенческие мотивы различны. Кто-то занимается в самодеятельности, чтобы на сцене быть лидером, если в жизни эта роль уже занята. В своей работе эти ребята опираются на уверенность, выросшую в результате проверки поэтапных деталей, многократных репетиций. Другие же, наоборот, хорошо знают своего зрителя и производимое собой впечатление, свободно «владеют» залом, в большей степени могут импровизировать, стараются «перешагнуть» через рутинный процесс репетиций, «выдать» результат.
Здесь очень важен личностно ориентированный подход к каждому ребенку, знание особенностей детского досуга. К ним можно отнести:
— повышенную эмоциональность;
— физическую подвижность;
— динамическую смену настроений;
— зрительную и интеллектуальную восприимчивость.
К специфическим чертам детства и отрочества можно отнести преобладание поисковой, творческой и экспериментальной активности. Учет всех этих факторов способствует созданию ситуации успеха, т. е. наличие благоприятной обстановки, при которой максимально раскрывается духовный и творческий потенциал каждой личности.
225
Однажды, при подготовке вечера, посвященного творчеству А.С. Пушкина, мы в очередной раз убедились, что формальное заучивание текста
8 - 8856 Кукушин
большого эффекта не дает. Объясняя задачу в работе над отрывком из «Евгения Онегина», мы столкнулись с легковесным, поверхностным восприятием текста, непониманием его сути. Но после пересказа фабулы романа, мы увидели и неприкрытый интерес, и искреннее восхищение Пушкиным как драматургом: «Надо же, как написал...» После прочтения и детальной разборки внутренней линии отрывок «пошел».
Еще одна задача (может быть, первостепенная) — нужно помочь каждому ребенку вслушаться в ритм, в музыку слов и фраз, интонацию и скрытый подтекст диалога, пробудить особый талант, без которого немыслима творческая личность, — читательский интерес. Ведь именно чтение обогащает не только словарный запас, но и духовный мир, будит творческое воображение, расширяет палитру образов. Имея в наличии этот багаж, ребенок более уверен в себе и, как следствие, более защитен. Поэтому нужно стремиться максимально расширить сферу непосредственного общения с искусством слова.
Еще Н.В. Гоголь заметил: «Прочесть как следует лирическое произведение вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать, нужно разделить искренне с поэтом ощущение, наполняющее его душу, нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его». А по мнению А.Н. Толстого, через знакомство с классической литературой, высокой поэзией необходимо воспитывать оценивающее отношение к явлениям красоты, ведь воспринимать искусство, может быть, столь же трудно, как и творить его.
Музыку как средство эстетического воспитания невозможно представить без тесной связи с литературой, живописью, драматизацией. Такая связь определяется тем, что каждое из них своими специфическими свойствами раскрывает внутренний мир ребенка. Поэтому произведения живописи, художественное слово помогает передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыку. В свою очередь, музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучие многим произведениям живописи и литературы.
Своеобразно взаимопроникновение искусств, которые сообща решают одни и те же задачи. Поэтому мы считаем весьма важным как в работе по эстетическому воспитанию, так и в творческом самовыражении прием синтеза искусства слова, музыки, танца. Примерами такого синтеза являются Пушкинский и Чеховский вечера, Вечер Памяти, посвященный 9 Мая, вечер, посвященный творчеству зарубежных композиторов, посиделки и другие праздники, проходившие в детском доме 3 г. Таганрога.
Свою основную задачу педагог должен видеть в том, чтобы всякий раз, встречаясь со сложным и удивительным миром своих воспитанников, не упрощая этот мир, делать его по возможности более гармоничным, и чтобы красота жизни, красота искусства и красота творчества были всегда открыты перед ними.