Вопрос 2. Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
1. Объект субъект предмет специальной педагогики (по Н.М. Назаровой) |
2. Цели специальной педагогики |
3. Задачи специальной педагогики |
1. Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования.
2. Общие цели специальной педагогики:
✓ коррекция недостатка;
✓ его компенсация педагогическими средствами;
✓ абилитация и реабилитация. Цели специфические:
✓ воспитание чувства собственного достоинства;
✓ преодоление чувства малоценности, маргинальное™;
✓ формирование адекватных форм социального поведения и др.
Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
3. Задачи специальной педагогики:
✓ изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
✓ обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
✓ разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;
✓ прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
✓ внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;
✓ разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;
✓ исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
✓ создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 16—17.
Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стре- белева, A.JI. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стре- белевой. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. С. 6—7.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 318-319.