Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 2. Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики

    Содержание материала

    Вопрос 2. Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики

    1. Объект субъект предмет специальной педагогики (по Н.М. Назаровой)

    2. Цели специальной педагогики

    3. Задачи специальной педагогики


    1.  Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

    Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.

    Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования.

    2.  Общие цели специальной педагогики:

    ✓ коррекция недостатка;

    ✓ его компенсация педагогическими средствами;

    ✓ абилитация и реабилитация. Цели специфические:

    ✓ воспитание чувства собственного достоинства;

    ✓ преодоление чувства малоценности, маргинальное™;

    ✓ формирование адекватных форм социального поведения и др.

    Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

    3.  Задачи специальной педагогики:

    ✓ изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

    ✓ обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;

    ✓ разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;

    ✓ прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

    ✓ внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;

    ✓ разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;

    ✓ исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;

    ✓ создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 16—17.

    Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стре- белева, A.JI. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стре- белевой. — М.: Издательский центр "Академия", 2002. С. 6—7.

    Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 318-319.


    Please publish modules in offcanvas position.