Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 11. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями

    Содержание материала

    Вопрос 11. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями

    1. Цель принятия Закона

    2. Основные термины

    3. Участники отношений

    4. Цели специального образования

    5. Права лиц с ограниченными возможностями и их родителей

    6. Организация специального образования


    1. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" до сих пор не принят Государственной Думой.

    Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейской ассоциации образовательного права было даже сказано, что этот закон может стать модельным для других стран. Законопроект успешно прошел Госдуму и Совет Федерации в 1996 г., но получил "вето" Президента РФ Б.Н. Ельцина. Затем повторно прошел через парламент спустя 3 года и вновь получил президентское "вето".

    Цели принятия закона:

    ✓ создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, а также их адаптации к обществу;

    ✓ определение основных терминов и понятий в сфере специального образования;

    ✓ закрепление прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;

    ✓ организация специального образования (обучение на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в образовательном учреждении общего назначения, интегрированное обучение, специальные образовательные учреждения; логопедическая служба, центры реабилитации, специальные образовательные учреждения закрытого типа, специальные стандарты, психолого-медико-педагогические комиссии);

    ✓ регламентация международной деятельности РФ в области специального образования.

    2.  В Законе о специальном образовании даны определения следующих терминов".

    ✓ специальное образование;

    ✓ сложный недостаток;

    ✓ тяжелый недостаток;

    ✓ интегрированное обучение;

    ✓ специальное образовательное учреждение;

    ✓ специальное образовательное подразделение;

    ✓ образовательное учреждение интегрированного обучения;

    ✓ государственное именное образовательное обязательство;

    ✓ полное государственное обеспечение.

    3.  Участники отношений, регулируемых Законом: физические и юридические лица, участвующие в осуществлении специального образования.

    4.  Цели специального образования:

    ✓ обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения для адаптации этих лиц к обществу и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни;

    ✓ специальное образование инвалидов входит в индивидуальную программу реабилитации в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.

    5. Права в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья:

    ✓ на освидетельствование в целях установления права на получение специального образования и государственного именного образовательного обязательства;

    ✓ бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;

    ✓ бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков;

    ✓ бесплатное дошкольное, начальное общее и основное общее образование (с 6—8 лет);

    ✓ получение бесплатного образования в образовательных учреждениях, как специальных, так и общего назначения, в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями;

    ✓ бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;

    ✓ обеспечение транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение;

    ✓ трудоустройство в соответствии с полученным образованием.

    6. Организация специального образования:

    ✓ обучение на дому;

    ✓ обучение в условиях стационарного лечебного учреждения;

    ✓ обучение в образовательном учреждении общего назначения;

    ✓ интегрированное обучение (совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков);

    ✓ специальные образовательные учреждения для лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, функций опорно-двигательного аппарата; со сложными нарушениями; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям;

    ✓ логопедическая служба (для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения);

    ✓ центры реабилитации для обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками;

    ✓ специальные образовательные учреждения закрытого типа для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

    ✓ специальные образовательные стандарты;

    ✓ психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Функции ПМПК:

    ✓ диагностика физических и (или) психических недостатков детей;

    ✓ установление их прав на специальное образование;

    ✓ создание специальных условий для получения образования;

    ✓ консультирование родителей по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей;

    ✓ создание федеральных психолого-медико-педагогических центров — один центр на 10 указанных комиссий — в целях научно-методического обслуживания данных комиссий и разрешения возможных конфликтов между ПМПК и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Состав ПМПК — психолог, психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиолог, тифлопедагог, социальный педагог, юрист и другие заинтересованные лица.

    Направление на ПМПК— по заявлению родителей, по решению суда, а также с согласия родителей по инициативе соответствующих органов).

    Использованные источники:

    Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. Б. П. Пузано- ва. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. С. 141—152.


    Please publish modules in offcanvas position.