Вопрос 11. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями
1. Цель принятия Закона |
2. Основные термины |
3. Участники отношений |
4. Цели специального образования |
5. Права лиц с ограниченными возможностями и их родителей |
6. Организация специального образования |
1. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" до сих пор не принят Государственной Думой.
Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейской ассоциации образовательного права было даже сказано, что этот закон может стать модельным для других стран. Законопроект успешно прошел Госдуму и Совет Федерации в 1996 г., но получил "вето" Президента РФ Б.Н. Ельцина. Затем повторно прошел через парламент спустя 3 года и вновь получил президентское "вето".
Цели принятия закона:
✓ создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, а также их адаптации к обществу;
✓ определение основных терминов и понятий в сфере специального образования;
✓ закрепление прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;
✓ организация специального образования (обучение на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения, в образовательном учреждении общего назначения, интегрированное обучение, специальные образовательные учреждения; логопедическая служба, центры реабилитации, специальные образовательные учреждения закрытого типа, специальные стандарты, психолого-медико-педагогические комиссии);
✓ регламентация международной деятельности РФ в области специального образования.
2. В Законе о специальном образовании даны определения следующих терминов".
✓ специальное образование;
✓ сложный недостаток;
✓ тяжелый недостаток;
✓ интегрированное обучение;
✓ специальное образовательное учреждение;
✓ специальное образовательное подразделение;
✓ образовательное учреждение интегрированного обучения;
✓ государственное именное образовательное обязательство;
✓ полное государственное обеспечение.
3. Участники отношений, регулируемых Законом: физические и юридические лица, участвующие в осуществлении специального образования.
4. Цели специального образования:
✓ обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения для адаптации этих лиц к обществу и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни;
✓ специальное образование инвалидов входит в индивидуальную программу реабилитации в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
5. Права в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья:
✓ на освидетельствование в целях установления права на получение специального образования и государственного именного образовательного обязательства;
✓ бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;
✓ бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков;
✓ бесплатное дошкольное, начальное общее и основное общее образование (с 6—8 лет);
✓ получение бесплатного образования в образовательных учреждениях, как специальных, так и общего назначения, в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями;
✓ бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;
✓ обеспечение транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение;
✓ трудоустройство в соответствии с полученным образованием.
6. Организация специального образования:
✓ обучение на дому;
✓ обучение в условиях стационарного лечебного учреждения;
✓ обучение в образовательном учреждении общего назначения;
✓ интегрированное обучение (совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков);
✓ специальные образовательные учреждения для лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, функций опорно-двигательного аппарата; со сложными нарушениями; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям;
✓ логопедическая служба (для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения);
✓ центры реабилитации для обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками;
✓ специальные образовательные учреждения закрытого типа для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
✓ специальные образовательные стандарты;
✓ психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Функции ПМПК:
✓ диагностика физических и (или) психических недостатков детей;
✓ установление их прав на специальное образование;
✓ создание специальных условий для получения образования;
✓ консультирование родителей по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей;
✓ создание федеральных психолого-медико-педагогических центров — один центр на 10 указанных комиссий — в целях научно-методического обслуживания данных комиссий и разрешения возможных конфликтов между ПМПК и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Состав ПМПК — психолог, психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиолог, тифлопедагог, социальный педагог, юрист и другие заинтересованные лица.
Направление на ПМПК— по заявлению родителей, по решению суда, а также с согласия родителей по инициативе соответствующих органов).
Использованные источники:
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. Б. П. Пузано- ва. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. С. 141—152.