Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 12. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики

    Содержание материала

    Вопрос 12. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики

    1. Понятие клинических основ специальной педагогики

    2. Связь медицины и педагогики

    3. Биологические факторы оказывающие неблагоприятное влияние на развитие ребенка


    1. Клинические основы специальной педагогики — это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют:

    ✓ увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения в развитии;

    ✓ понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклонениями;

    ✓ определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;

    ✓ построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области специальной педагогики;

    ✓ квалифицированно провести профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии педагогическими средствами;

    ✓ координировать коррекционно-образовательный процесс и процессы медицинского и психологического сопровождения развития человека с особыми образовательными потребностями.

    2.  Медики и педагоги находятся в постоянном, непрерывном и многоаспектном взаимодействии, совместными усилиями решая многие проблемы специального образования.

    Медицинская помощь:

    ✓ диагностика — выявление сущности патологических проявлений различных повреждений (дефектов) и их причин;

    ✓ медицинское обследование — определение возможности и способов лечения, прогнозируемый эффект;

    ✓ способы лечения — медикаментозные, физические, оперативные (хирургические).

    3. Биологические факторы, которые могут оказать негативное влияние на развитие ребенка:

    ✓ генные и хромосомные болезни — передача неблагоприятных наследственных признаков, которые могут привести к повреждению анатомических или функциональных структур организма;

    ✓ нарушения обмена веществ;

    ✓ инфекционные, эндокринные и иные заболевания матери;

    ✓ осложнения беременности;

    ✓ родовая травма;

    ✓ обменные, эндокринные нарушения;

    ✓ физические и психические травмы ребенка в первые годы жизни.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 56—60.


    Please publish modules in offcanvas position.