Вопрос 12. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
1. Понятие клинических основ специальной педагогики |
2. Связь медицины и педагогики |
3. Биологические факторы оказывающие неблагоприятное влияние на развитие ребенка |
1. Клинические основы специальной педагогики — это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют:
✓ увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения в развитии;
✓ понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклонениями;
✓ определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;
✓ построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области специальной педагогики;
✓ квалифицированно провести профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии педагогическими средствами;
✓ координировать коррекционно-образовательный процесс и процессы медицинского и психологического сопровождения развития человека с особыми образовательными потребностями.
2. Медики и педагоги находятся в постоянном, непрерывном и многоаспектном взаимодействии, совместными усилиями решая многие проблемы специального образования.
Медицинская помощь:
✓ диагностика — выявление сущности патологических проявлений различных повреждений (дефектов) и их причин;
✓ медицинское обследование — определение возможности и способов лечения, прогнозируемый эффект;
✓ способы лечения — медикаментозные, физические, оперативные (хирургические).
3. Биологические факторы, которые могут оказать негативное влияние на развитие ребенка:
✓ генные и хромосомные болезни — передача неблагоприятных наследственных признаков, которые могут привести к повреждению анатомических или функциональных структур организма;
✓ нарушения обмена веществ;
✓ инфекционные, эндокринные и иные заболевания матери;
✓ осложнения беременности;
✓ родовая травма;
✓ обменные, эндокринные нарушения;
✓ физические и психические травмы ребенка в первые годы жизни.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 56—60.