Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 13. Развитие организма ребенка

    Содержание материала

    Вопрос 13. Развитие организма ребенка

    1. Периоды развития организма ребенка

    2. Эмбриональный период

    3. Первый год жизни

    4. Возраст 2—3 лет

    5. Возраст 3—5 лет

    6. Возрастной диапазон от 6 до 10 лет


    1. Периоды развития организма ребенка:

    ✓ эмбриональный период;

    ✓ первый год жизни;

    ✓ возраст 2—3 года;

    ✓ возраст 3—5 лет;

    ✓ возраст 6—10 лет.

    2.  Особенности эмбрионального периода:

    ✓ организм очень восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей среды;

    ✓ могут возникнуть различные дефекты;

    ✓ от 30 до 60% эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, что приводит к самопроизвольным выкидышам.

    3.  Первый год жизни ребенка — основа его адаптации к внешнему окружению.

    Особенности этого периода развития:

    ✓ в процессе родов — обретение новорожденным относительной независимости;

    ✓ нервная система отличается гибкостью и пластичностью;

    ✓ развитие сенсорных и моторных функций;

    включение рефлексов (защитные, ориентировочные, сосательные, цеплятельный, отталкивания), обеспечивающих функционирование основных систем организма;

    ✓ постоянная стимуляция органов чувств (анализаторов) — норма; признак поражения определенных структур головного или спинного мозга — недоразвитие или отсутствие врожденных рефлексов, их появление раньше срока;

    ✓ проявление зрительного сосредоточения на предметах (на 3—4- й неделе первого месяца);

    ✓ развитие слуховых реакций (в этот же период);

    увеличение зрительного сосредоточения, появление самостоятельного поворота глаз, локализации звука в пространстве, зрительное восприятие — ведущее в познании окружающего мира и в общении со взрослым (от 1 до 3 месяцев);

    ✓ формирование двигательных систем (под контролем какого- либо воспринимающего органа);

    ✓ обретение свободы передвижения.

    4. Возраст 2—3 года:

    ✓ формирование основ психической и речевой деятельности;

    ✓ самостоятельное хождение и координация;

    ✓ увеличение продолжительности контакта с окружающим миром и восприятия различных раздражителей.

    5. Возраст 3—5 лет:

    ✓ расширение спектра коммуникативных функций;

    ✓ овладение фразовой речью;

    ✓ приобретение "жизненного опыта", пока еще ограниченного;

    ✓ значительное увеличение роста (при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции).

    6. Возрастной диапазон от 6 до 10 лет:

    ✓ вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитивный период);

    ✓ к 7—8 годам — интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей;

    ✓ к 10 годам — соответствие моторики и координации движений ребенка таким же процессам взрослого человека; заканчивается рост черепа; совершенствуется нервная система, происходит функциональное развитие коркового отдела больших полушарий головного мозга.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 60—62.


    Please publish modules in offcanvas position.