Вопрос 13. Развитие организма ребенка
1. Периоды развития организма ребенка |
2. Эмбриональный период |
3. Первый год жизни |
4. Возраст 2—3 лет |
5. Возраст 3—5 лет |
6. Возрастной диапазон от 6 до 10 лет |
1. Периоды развития организма ребенка:
✓ эмбриональный период;
✓ первый год жизни;
✓ возраст 2—3 года;
✓ возраст 3—5 лет;
✓ возраст 6—10 лет.
2. Особенности эмбрионального периода:
✓ организм очень восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей среды;
✓ могут возникнуть различные дефекты;
✓ от 30 до 60% эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, что приводит к самопроизвольным выкидышам.
3. Первый год жизни ребенка — основа его адаптации к внешнему окружению.
Особенности этого периода развития:
✓ в процессе родов — обретение новорожденным относительной независимости;
✓ нервная система отличается гибкостью и пластичностью;
✓ развитие сенсорных и моторных функций;
включение рефлексов (защитные, ориентировочные, сосательные, цеплятельный, отталкивания), обеспечивающих функционирование основных систем организма;
✓ постоянная стимуляция органов чувств (анализаторов) — норма; признак поражения определенных структур головного или спинного мозга — недоразвитие или отсутствие врожденных рефлексов, их появление раньше срока;
✓ проявление зрительного сосредоточения на предметах (на 3—4- й неделе первого месяца);
✓ развитие слуховых реакций (в этот же период);
увеличение зрительного сосредоточения, появление самостоятельного поворота глаз, локализации звука в пространстве, зрительное восприятие — ведущее в познании окружающего мира и в общении со взрослым (от 1 до 3 месяцев);
✓ формирование двигательных систем (под контролем какого- либо воспринимающего органа);
✓ обретение свободы передвижения.
4. Возраст 2—3 года:
✓ формирование основ психической и речевой деятельности;
✓ самостоятельное хождение и координация;
✓ увеличение продолжительности контакта с окружающим миром и восприятия различных раздражителей.
5. Возраст 3—5 лет:
✓ расширение спектра коммуникативных функций;
✓ овладение фразовой речью;
✓ приобретение "жизненного опыта", пока еще ограниченного;
✓ значительное увеличение роста (при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции).
6. Возрастной диапазон от 6 до 10 лет:
✓ вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитивный период);
✓ к 7—8 годам — интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей;
✓ к 10 годам — соответствие моторики и координации движений ребенка таким же процессам взрослого человека; заканчивается рост черепа; совершенствуется нервная система, происходит функциональное развитие коркового отдела больших полушарий головного мозга.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 60—62.