Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 14. Медицинская абилитация и реабилитация

    Содержание материала

    Вопрос 14. Медицинская абилитация и реабилитация

    1. Абилитация

    2. Реабилитация

    3. Этапы реабилитации

    4. Принципы построения реабилитационной программы

    5. Медицинские средства абилитации и реабилитации


    1. Медицинская абилитация в раннем возрасте — это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом (Б.А. Архипов). Медицинская абилитация проводится на основе комплексного подхода.

    В соответствии с этапами онтогенеза (периодами развития организма ребенка) проводится профилактическая работа с ребенком и его семьей.

    Выявлением возможных факторов риска занимаются акушеры- гинекологи в медико-генетической или женской консультации при первичном обращении будущих родителей.

    Прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии — первые 12 недель беременности; предупреждение рождения больного младенца — от 12 недель до родов. Специалисты осуществляют выбор оптимальной тактики родов; в первые часы жизни ребенка проводят его обследование для уточнения состояния здоровья.

    Домашние условия более предпочтительны в организации лечебно-профилактических мер и ухода за ребенком.

    2.  Медицинская реабилитация (по Б.А. Архипову):

    ✓ использование имеющихся возможностей современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций;

    ✓ стимуляция восстановительных и компенсаторных процессов;

    ✓ формирование и развитие возможностей приспособления больного к новым условиям существования;

    ✓ оказание ему медицинской помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушения.

    В реабилитационной работе используются единые организационно-методические подходы:

    ✓ для установления степени нарушений органов и систем организма;

    ✓ определения трудоспособности и трудового прогноза;

    ✓ разработки плана восстановительных мероприятий. Содержание реабилитации:

    ✓ медикаментозное лечение;

    ✓ фототерапия;

    ✓ терапия физическими средствами;

    ✓ трудотерапия;

    ✓ арттерапия;

    ✓ восстановительное оперативное вмешательство;

    ✓ протезирование, ортезирование;

    ✓ санаторно-курортное лечение;

    ✓ физическая реабилитация протезированных лиц.

    3.  Этапы реабилитационного процесса:

    первый этап — восстановительное лечение в стационаре (1— 3 месяца);

    ✓ второй этап — реадаптация, приспособление к условиям существования;

    ✓ третий этап — реабилитация, возвращение к обычной деятельности; у детей — полное или частичное преодоление дефекта, компенсация, коррекционно-педагогическая помощь в профилактических целях.

    4.  Принципы реабилитационной программы:

    ✓ своевременность, непрерывность;

    ✓ комплексность, разносторонний характер, однонаправленность;

    ✓ индивидуальный подход;

    ✓ профориентация и трудоустройство (для взрослых), адаптация к деятельности (для детей).

    5.  Чтобы уменьшить число лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, необходимы:

    ✓ совершенствование профилактических мер, абилитационных и реабилитационных мероприятий;

    ✓ ранняя диагностика;

    ✓ качественное повышение медицинского сопровождения кор- рекционно-образовательного процесса.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 63—66.


    Please publish modules in offcanvas position.