Вопрос 16. Основные понятия и проблемы специальной психологии
1. Определение компенсации функций |
2. Типы компенсации психических функций |
3. Теории компенсации Г| |
4. Типы нарушения психического развития |
5. Общие закономерности психического развития |
6. Закономерности аномального развития |
1. Проблема компенсации функций является основной для специальной педагогики.
Компенсация психических функций — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.
2. Существуют два типа компенсации психических функций:
✓ внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;
✓ межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов и других нервных структур.
У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития.
3. Теории компенсации:
✓ по А. Адлеру;
✓ по JI.C. Выготскому. А. Адлер:
✓ компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмешаюшее некоторый недостаток, реальный или мнимый;
✓ формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;
✓ человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;
✓ основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности — в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.
JI.C. Выготский:
✓ компенсация — синтез биологического и социального факторов;
✓ включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта;
✓ понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения (при разной первичной причине) проявляются в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития ребенка;
✓ подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость;
✓ включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества;
✓ "частные дефекты не делают еще носителя их дефективным";
✓ компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями.
4. Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому):
✓ недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций — мышления, речи;
✓ задержанное развитие — замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичность поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные;
✓ поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг. Пример — органическая демен- ция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта;
✓ дефицитарное развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата;
✓ искаженное развитие. Пример — ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций;
✓ дисгармоническое развитие — диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Пример — психопатия. Параметры, определяющие тип нарушения психического развития (выделены В.В. Лебединским на основе положений Л.С. Выготского):
✓ функциональная локализация нарушения — выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем);
✓ время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);
✓ системное строение нарушения — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты;
✓ нарушения межфунщиональных взаимодействий — появляются при аномалиях психического развития.
Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии:
✓ временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза;
✓ ассоциативные связи — чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;
✓ иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку психической функции.
Нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода патология родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.). JI.C. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.
5. Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (вывод, сделанный JI.C. Выготским).
Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Общие закономерности развития психики:
✓ цикличность психического развития (сложная организация во времени);
✓ неравномерность психического развития (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных);
✓ пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации);
✓ соотношение биологических и социальных факторов. Особенности развития психики:
✓ необратимость изменений;
✓ их направленность;
✓ закономерный характер.
6. Закономерности, общие для всех типов аномального развития:
✓ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
✓ трудность словесного опосредствования;
✓ замедление процесса формирования понятий.
Существуют также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода. Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.
Использованные источники:
Еникеев М.И. Общая психология. С. 111—113.
Словарь практического психолога. С. 225, 735.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 68—80.