Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 17. Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики

    Содержание материала

    Вопрос 17. Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики

    1. Психолингвистические единиц

    2. Своеобразие языка как общественного явления

    3. Развитие детской речи

    4. Развитие символической функции в онтогенезе

    5. Психолингвистический анализ речевых отклонении


    1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством комму-

    никации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое образование.

    Языковые единицы соотносятся с языком или языковым стандартом.

    Психолингвистические единицы могут быть соотнесены с речевой деятельностью.

    Большинство отечественных психологов рассматривают речь как речевую деятельность, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в качестве речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

    Структура речевой деятельности или речевого действия в

    принципе совпадает со структурой любого действия — она включает фазы:

    ✓ ориентировки;

    ✓ планирования (в форме "внутреннего программирования");

    ✓ реализации;

    ✓ контроля.

    2. Язык — общественное явление, носитель общественного сознания, интегратор социального опыта, который осваивается человеком на протяжении всей жизни.

    В социальном характере языка исследователи выделяют такие аспекты:

    ✓ социальная природа языковой способности;

    ✓ социальная обусловленность речевой деятельности. Социальная природа языковой способности формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которых зафиксирован исторический опыт людей.

    Решающую роль играет межличностное общение, создающее предпосылки для этого усвоения.

    По мнению А.А. Леонтьева, личность присваивает человеческие способности, опредмеченные в явлениях культуры, через систему языковых знаков. Происходит воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств человеческого вида, в том числе и такого, как умение пользоваться языком. Языковая способность формируется у ребенка в процессе его общения прежде всего со взрослым.

    J1.C. Выготский, Р.Я. Гальперин подчеркивают тождественность речевой и неречевой деятельности с точки зрения их социальной природы.

    Социальная обусловленность речи предопределяется природой языковых знаков, в которых отражен социальный опыт. Ребенок в своем развитии усваивает этот опыт через постижение значения слова, представляющего собой отношение знака (т. е. слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

    3.  Развитие детской речи — это сложное взаимодействие процесса общения ребенка (главным образом) и его предметной и познавательной деятельности.

    Постепенно развивающаяся у ребенка языковая способность обеспечивает усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков (А.А. Леонтьев).

    Периодизация становления и формирования детской речи соответствует следующим аспектам:

    ✓ фонетическому;

    ✓ грамматическому;

    ✓ семантическому.

    4.  Развитие символической функции в онтогенезе (в концепции Л.С. Выготского) связано со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи.

    До определенного момента речь и мышление развиваются независимо друг от друга. Ребенок открывает символическую функцию речи примерно в 2-летнем возрасте: слово становится единством звука и значения и содержит в себе все основные свойства, которые присуши речевому мышлению в целом.

    Патология речи — это "нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладом психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т. е. как нарушение языковой способности" (А.А. Леонтьев).

    При патологии речи мы имеем дело с нарушениями как навыков, так и умений; ребенок (или взрослый) в этом случае нуждается в специально организованной помощи.

    5. Т.Г. Богданова отмечает, что лингвистический и психологический анализ позволяют:

    ✓ укрепить понятийную базу специальной педагогики; выделить новые подходы к классификации нарушений;

    ✓ наметить пути и способы адекватных педагогических воздействий. Использованные источники: Психолого-педагогический словарь. С. 500.

    Словарь практического психолога. С. 473, 570, 735. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 81—87.


    Please publish modules in offcanvas position.