Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 18. Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии

    Содержание материала

    Вопрос 18. Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии

    1. Архаические общества

    2. Античные взгляды

    3. Первые социальные институты помощи

    4. Средневековые нормы

    5. Идеи гуманизма эпохч Просвещекия

    6. Основные направления общественной помощи

    7. Создание национальных систем специального образования


    1. В древних обществах повседневная борьба за выживание обусловила прецедент инфантицида — убийства физически неполноценных младенцев.

    С укреплением христианства и введением обряда крещения новорожденных (IX в.) инфантицид прекратился.

    2.  Античные взгляды:

    люди с выраженными физическими и умственными нарушениями не считались гражданами и приравнивались в статусе к рабам и животным; ✓ законы Ликурга закрепляли право на уничтожение неполноценных.

    1.  В период легализации христианства произошло осмысление проблемы помощи "неполноценным" в свете христианской идеи милосердия.

    Появились первые социальные институты помощи людям с отклонениями в развитии: ксенодохии (странноприимные дома) Евбула и носокомии (больницы) Симеона Странноприимца (в Константинополе).

    2.  Отношение к инвалидам в эпоху средневековья:

    ✓ "иные" люди, недееспособные, отверженные, изгои общества;

    ✓ их удел — просить милостыню, в которой гражданин не должен отказывать.

    Первые организационные формы государственной заботы об инвалидах: приюты — "убежища" для слепых — Бавария — 1198 г.; Франция — 1225 г.

    3.  Идеи гуманизма в эпоху Возрождения (Т. Мор, Э. Роттердамский, Я.А. Коменский, Д. Локк): впервые высказывается мысль о том, что общество, помимо организации приютов для калек и больных, подачи милостыни, должно дать им элементарное образование, воспитать в них "нравственность" и "благочестие".

    4.  Основные направления общественной помощи:

    ✓ индивидуальное обучение глухих (1578 г. в Испании, 1648 г. В Англии) и слепых (1670 г. во Франции);

    ✓ гуманный и демократический взгляд на гражданские права лиц с отклонениями в развитии (Руссо, Вольтер, Монтескье, Дидро, "Декларация прав человека" 1793 г.);

    ✓ зарождение и развитие основных направлений помощи детям с отклонениями в развитии (в специальных учреждениях);

    ✓ христианско-филантропическое (организация общественного призрения инвалидов в приютах, богадельнях и т. д.);

    ✓ медико-педагогическое (лечение, воспитание и обучение);

    ✓ педагогическое (образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта).

    5.  В XIX в. начинают создаваться национальные системы специального образования, в основе которых — принципы и идеи христианства и антропологического гуманизма.

    Первоначально были ориентированы на обучение трех категорий детей: глухих, слепых и умственно отсталых.

    Дальнейшее развитие этих систем (как указывает Л.И. Аксенова):

    ✓ формируется разноуровневая структура учреждений специального образования (число типов школ возрастает от 3 до 20 в отдельных странах, создаются дошкольные и послешкольные специальные образовательные учреждения);

    совершенствуется нормативно-законодательная база;

    в некоторых странах принимаются законы о специальном образовании.

    Расширяется сеть негосударственных организаций, занимающихся проблемами детей с отклонениями в развитии.

    Все большее признание завоевывает концепция пользы, суть которой заключается в том, что дети с нарушениями в развитии, получив специальное образование, могут стать социально активными членами общества.

    Либерализм XIX в. как социально-политическое направление поднимал проблему долга и ответственности государства перед личностью за невозможность предоставления всех условий для ее нормального существования.

    Со второй половины XIX в. начинают функционировать модели открытого призрения — без отрыва от семьи, по месту жительства.

    В 1852 г. в Германии была создана Эльберфельдская система открытого призрения населения, предусматривавшая:

    ✓ осуществление социального патронажа над нуждающимися в помощи по месту жительства;

    ✓ оказание адресной помощи лицам с нарушениями развития. Английская Национальная ассоциация для умственно отсталых детей (NS МНС, 1903 г.) также предлагала направлять средства на содержание больных детей не только в больницы, но и на организацию ухода по месту жительства.

    Английский опыт: в 1892 г. открыты первые школы для умственно отсталых детей (Лондон, Лейчестер); в 1899 г. принят Закон об обучении умственно отсталых детей; в 1913 г. — Закон о дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к Закону о душевнобольных.

    В указанном Законе:

    ✓ впервые было дано определение умственной отсталости;

    ✓ установлены ее категории по степени тяжести;

    учрежден административный орган, осуществляющий индивидуальную опеку над лицами с интеллектуальной недостаточностью.

    К началу XX в. в западных странах была создана система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которая включала:

    государственные социальные институты;

    общественные структуры;

    частную благотворительность.

    В годы Второй мировой войны национальные системы специального образования были разрушены. Для их восстановления понадобились огромные усилия европейского сообщества. Принятие ряда международных правовых документов, особенно Всеобщей декларации прав человека, послужило основой для дальнейшего развития помощи детям с ограниченными возможностями. Использованные источники:

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 42-49.


    Please publish modules in offcanvas position.