Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 19. Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах

    Содержание материала

    Вопрос 19. Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах

    1. Законодательные документы

    2. Интеграция и нормализация

    3. Специальное образование в Швеции

    4. Кэмпхиллская община

    5. Современная стратегия социальной политики


    1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями — современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся:

    ✓ ООН — перечисленные выше документы — Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларация о правах инвалидов;

    ✓ Великобритания — акты об образовании (1981—1995);

    ✓ Нидерланды — Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (1985);

    ✓ Швеция — Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980);

    Германия — постановление "Об обучении и воспитании детей и подростков со значительными физическими и умственными дефектами" (1951);

    США — Закон "Мейнстримминг", об образовании детей с трудностями в обучении (1975).

    2.  Основные тенденции развития системы образования детей с особыми потребностями — интеграция и нормализация.

    Интеграция — "включение в общий поток", mainstreaming (англ.).

    Суть концепции нормализации (разработана шведским ученым Б. Нирье в 1968 г.): "Жизнь и быт людей с нарушениями в умственном развитии должны быть как можно ближе к условиям и стилю общества, в котором они живут".

    3.  Концепция нормализации лежит в основе системы социальной защиты населения в Швеции, где обучение детей со специальными нуждами осуществляется в условиях массовых школ.

    Л.И. Аксенова отмечает, что система специального образования лиц с отклонениями в развитии основана на интегрированном подходе к организации комплексной помощи как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные, образовательные учреждения, муниципальные и губернские власти, общественные объединения, семьи и отдельные граждане.

    Специальная школа в Швеции охватывает около 1% всех детей с отклонениями. Она включает:

    ✓ специальный детский сад;

    ✓ начальную ступень;

    ✓ гимназию для профессиональной подготовки;

    ✓ школу по обучению взрослых.

    Дети с нарушениями интеллекта (по желанию родителей) могут обучаться в обычной школе.

    В Швеции детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности создают специальные условия воспитания и обучения в семье:

    ✓ такая семья имеет право на дополнительную материальную, медицинскую помощь, а также может воспользоваться услугами персонального ассистента;

    ✓ детские поликлиники по месту жительства осуществляют не только комплексное обследование детей, но и социальную диагностику окружающей среды с привлечением соответствующих специалистов;

    для каждого ребенка составляется индивидуальная программа образования, включающая обучение родителей;

    ✓ применяются различные формы семейной терапии;

    ✓ в сложных случаях проводится углубленное обследование для определения характера образовательных, медицинских и социальных услуг.

    4.  Во многих странах получило распространение кэмпхиллское движение.

    Кэмпхиллские общины — поселения для лиц, нуждающихся в особой поддержке на протяжении всей жизни. В основе их деятельности — идеи философа и педагога Р. Штайнера ("валь- дорфской педагогики").

    Отличительные черты:

    ✓ организация таких общин предполагает проникновение в сущность человеческой природы;

    ✓ создание определенного образа жизни для всех членов общины для реализации личностного потенциала в особом социуме, в общении с природой, в хозяйственном труде и в активном отдыхе;

    ✓ признание потребностей каждого человека;

    ✓ важность межличностных отношений;

    ✓ взаимопомощь как основополагающий принцип жизни в общине;

    ✓ сотрудники не получают заработную плату, но имеют все необходимое для полноценной жизнедеятельности;

    ✓ атмосфера особого мира, основанного на семейных узах и взаимоотношениях.

    5.  Цель современной стратегии социальной политики — включение человека с нарушениями развития во все аспекты жизнедеятельности.

    Эта стратегия ориентирована на семью и строится с учетом семейных потребностей и ресурсов социального окружения.

    Использованные источники:

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 43-53.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 114—120. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Никитина. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. С. 12—13.


    Please publish modules in offcanvas position.