Вопрос 19. Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах
1. Законодательные документы |
2. Интеграция и нормализация |
3. Специальное образование в Швеции |
4. Кэмпхиллская община |
5. Современная стратегия социальной политики |
1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями — современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся:
✓ ООН — перечисленные выше документы — Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларация о правах инвалидов;
✓ Великобритания — акты об образовании (1981—1995);
✓ Нидерланды — Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (1985);
✓ Швеция — Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980);
✓ Германия — постановление "Об обучении и воспитании детей и подростков со значительными физическими и умственными дефектами" (1951);
✓ США — Закон "Мейнстримминг", об образовании детей с трудностями в обучении (1975).
2. Основные тенденции развития системы образования детей с особыми потребностями — интеграция и нормализация.
Интеграция — "включение в общий поток", mainstreaming (англ.).
Суть концепции нормализации (разработана шведским ученым Б. Нирье в 1968 г.): "Жизнь и быт людей с нарушениями в умственном развитии должны быть как можно ближе к условиям и стилю общества, в котором они живут".
3. Концепция нормализации лежит в основе системы социальной защиты населения в Швеции, где обучение детей со специальными нуждами осуществляется в условиях массовых школ.
Л.И. Аксенова отмечает, что система специального образования лиц с отклонениями в развитии основана на интегрированном подходе к организации комплексной помощи как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные, образовательные учреждения, муниципальные и губернские власти, общественные объединения, семьи и отдельные граждане.
Специальная школа в Швеции охватывает около 1% всех детей с отклонениями. Она включает:
✓ специальный детский сад;
✓ начальную ступень;
✓ гимназию для профессиональной подготовки;
✓ школу по обучению взрослых.
Дети с нарушениями интеллекта (по желанию родителей) могут обучаться в обычной школе.
В Швеции детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности создают специальные условия воспитания и обучения в семье:
✓ такая семья имеет право на дополнительную материальную, медицинскую помощь, а также может воспользоваться услугами персонального ассистента;
✓ детские поликлиники по месту жительства осуществляют не только комплексное обследование детей, но и социальную диагностику окружающей среды с привлечением соответствующих специалистов;
для каждого ребенка составляется индивидуальная программа образования, включающая обучение родителей;
✓ применяются различные формы семейной терапии;
✓ в сложных случаях проводится углубленное обследование для определения характера образовательных, медицинских и социальных услуг.
4. Во многих странах получило распространение кэмпхиллское движение.
Кэмпхиллские общины — поселения для лиц, нуждающихся в особой поддержке на протяжении всей жизни. В основе их деятельности — идеи философа и педагога Р. Штайнера ("валь- дорфской педагогики").
Отличительные черты:
✓ организация таких общин предполагает проникновение в сущность человеческой природы;
✓ создание определенного образа жизни для всех членов общины для реализации личностного потенциала в особом социуме, в общении с природой, в хозяйственном труде и в активном отдыхе;
✓ признание потребностей каждого человека;
✓ важность межличностных отношений;
✓ взаимопомощь как основополагающий принцип жизни в общине;
✓ сотрудники не получают заработную плату, но имеют все необходимое для полноценной жизнедеятельности;
✓ атмосфера особого мира, основанного на семейных узах и взаимоотношениях.
5. Цель современной стратегии социальной политики — включение человека с нарушениями развития во все аспекты жизнедеятельности.
Эта стратегия ориентирована на семью и строится с учетом семейных потребностей и ресурсов социального окружения.
Использованные источники:
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 43-53.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 114—120. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Никитина. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. С. 12—13.