Вопрос 20. Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России
1. Призрение в Киевской Руси |
2. Законодательные акты XVI—X YII вв. |
3. Законодательные акты XVIII в. |
4. Открытие первых специальных учебно-воспитательных учреждений |
5. Развитие специального образования во второй половине XIX — начале XX вв. |
1. Анализ исторических документов показывает, что восточные славяне проявляли терпение и сострадание к людям с отклонениями в развитии. Это чувство нашло отражение в христианской концепции деятельной любви к ближнему.
В 996 г. князь Владимир возложил функцию призрения на церковь.
В XI в. в Киево-Печерском монастыре преподобный Феодосий основал первую больницу-богадельню для калек и глухонемых. При епархиях и приходах устраивались приюты, в которых содержались дети-сироты, больные, калеки и нищие.
В "Поучении Владимира Мономаха" (XII в.) была впервые обоснована идея помощи нуждающимся.
2. Законодательные акты XVI—XVII вв.
"Стоглавый судебник' (1551) предписывал глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума помещать для содержания в монастыри.
Закон 1676 г. запрещал управление имуществом "глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым", тем самым признавая их неполноценными, недееспособными.
Указ царя Федора Алексеевича (1682) об устройстве на казенный счет двух богаделен в Москве впервые вводил принцип государственной социальной благотворительности в виде закрытых заведений для лиц с физическими и психическими отклонениями.
3. Законодательные акты XVIII в.:
Петровские указы (начало века):
✓ учреждали богадельни и сиротские дома;
✓ запрещали умерщвлять "зазорных" младенцев;
✓ запрещали нищенствовать и подавать милостыню.
В период царствования Екатерины II:
✓ разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие общественного призрения;
✓ создаются государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими.
1. Система специального образования детей с отклонениями в развитии зародилась в 1797 г., когда было учреждено ведомство императрицы Марии Федоровны, объектом особого внимания которого стали детские приюты.
Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно-воспитательные учреждения:
✓ опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск);
✓ школу для слепых (1807).
2. В России, как и в Европе, развиваются такие направления помощи детям с отклонениями в развитии.
✓ христианско-благотворительное — приюты, богадельни, дома призрения;
✓ лечебно-педагогическое — специальные отделения при больницах, школы-санатории;
✓ педагогическое — детские ясли и сады, школы, колонии.
По утверждению Н.Н. Малофеева, в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.
Основа финансирования учреждений специального образования — благотворительные средства.
В начале XX в. функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Наиболее заметные:
✓ Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых;
✓ Братство во имя Царицы Небесной, учрежденное Святейшим синодом и объединившее во главе с К.К. Грачевой энтузиастов в деле призрения, воспитания, обучения детей и подростков с нарушениями умственного развития.
К 1907 г. действовало 61 заведение для глухонемых: школ и училищ — 50; приютов — 7; учреждений семейного типа (для призрения и обучения) — 4.
В них обучались 2226 чел., работали 343 педагога. В 40 учреждениях преподавание велось на русском языке, в 6 — на немецком, в 6 — на финском, в 9 — на латинском, шведском, эстонском, польском.
К 1914 г. число приютов и учебных заведений для незрячих — около 30.
К 1917 г. во многих регионах России были организованы вспомогательные школы, приюты, врачебно-воспитательные заведения, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей с различными умственными недостатками. Использованные источники:
Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 53-62.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. С. 19—24. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 90—102.