Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 20. Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России

    Содержание материала

    Вопрос 20. Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России

    1. Призрение в Киевской Руси

    2. Законодательные акты XVI—X YII вв.

    3. Законодательные акты XVIII в.

    4. Открытие первых специальных учебно-воспитательных учреждений

    5. Развитие специального образования во второй половине XIX — начале XX вв.


    1. Анализ исторических документов показывает, что восточные славяне проявляли терпение и сострадание к людям с отклонениями в развитии. Это чувство нашло отражение в христианской концепции деятельной любви к ближнему.

    В 996 г. князь Владимир возложил функцию призрения на церковь.

    В XI в. в Киево-Печерском монастыре преподобный Феодосий основал первую больницу-богадельню для калек и глухонемых. При епархиях и приходах устраивались приюты, в которых содержались дети-сироты, больные, калеки и нищие.

    В "Поучении Владимира Мономаха" (XII в.) была впервые обоснована идея помощи нуждающимся.

    2.  Законодательные акты XVI—XVII вв.

    "Стоглавый судебник' (1551) предписывал глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума помещать для содержания в монастыри.

    Закон 1676 г. запрещал управление имуществом "глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым", тем самым признавая их неполноценными, недееспособными.

    Указ царя Федора Алексеевича (1682) об устройстве на казенный счет двух богаделен в Москве впервые вводил принцип государственной социальной благотворительности в виде закрытых заведений для лиц с физическими и психическими отклонениями.

    3.  Законодательные акты XVIII в.:

    Петровские указы (начало века):

    ✓ учреждали богадельни и сиротские дома;

    ✓ запрещали умерщвлять "зазорных" младенцев;

    ✓ запрещали нищенствовать и подавать милостыню.

    В период царствования Екатерины II:

    ✓ разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие общественного призрения;

    ✓ создаются государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими.

    1.  Система специального образования детей с отклонениями в развитии зародилась в 1797 г., когда было учреждено ведомство императрицы Марии Федоровны, объектом особого внимания которого стали детские приюты.

    Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно-воспитательные учреждения:

    ✓ опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск);

    ✓ школу для слепых (1807).

    2.  В России, как и в Европе, развиваются такие направления помощи детям с отклонениями в развитии.

    христианско-благотворительное — приюты, богадельни, дома призрения;

    лечебно-педагогическое — специальные отделения при больницах, школы-санатории;

    педагогическое — детские ясли и сады, школы, колонии.

    По утверждению Н.Н. Малофеева, в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.

    Основа финансирования учреждений специального образования — благотворительные средства.

    В начале XX в. функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Наиболее заметные:

    ✓ Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых;

    ✓ Братство во имя Царицы Небесной, учрежденное Святейшим синодом и объединившее во главе с К.К. Грачевой энтузиастов в деле призрения, воспитания, обучения детей и подростков с нарушениями умственного развития.

    К 1907 г. действовало 61 заведение для глухонемых: школ и училищ — 50; приютов — 7; учреждений семейного типа (для призрения и обучения) — 4.

    В них обучались 2226 чел., работали 343 педагога. В 40 учреждениях преподавание велось на русском языке, в 6 — на немецком, в 6 — на финском, в 9 — на латинском, шведском, эстонском, польском.

    К 1914 г. число приютов и учебных заведений для незрячих — около 30.

    К 1917 г. во многих регионах России были организованы вспомогательные школы, приюты, врачебно-воспитательные заведения, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей с различными умственными недостатками. Использованные источники:

    Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 53-62.

    Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. С. 19—24. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 90—102.


    Please publish modules in offcanvas position.