Вопрос 3. Основные термины специальной педагогики
1. Реабелитация |
2. Абилитация |
3. Коррекция, компенсация и социализация |
4. Некоторые основные термины, используемые в области специального образования |
Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения. В испаноязычных и франкоязычных странах используется термин "реадаптация".
Абилитация — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо.
Термин происходит от лат. habilis — быть способным к чему- либо.
По мнению Н.М. Назаровой, абилитацию целесообразно применять по отношению к детям раннего возраста с отклонениями в развитии.
3. Создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, возможно на основе коррекции, компенсации и социализации (Е.А. Стребелева).
Коррекция (от лат. correctio — исправление) — система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.
✓ Компенсация (от лат. compensatio — возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.
✓ Социализация (от лат. socialis — общественный) — формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Она связана с выработкой у него адекватного отношения к социальным ценностям.
В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.
4. Термины, используемые в области специального образования
{по Н.М. Назаровой):
✓ специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;
✓ лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
✓ лицо с особыми образовательными потребностями — лицо, нуждающееся в специальной педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии;
недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого;
физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание;
✓ психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержки психического развития, создающие трудности в обучении;
✓ сложный недостаток — совокупность физических и (или) психологических недостатков;
✓ тяжелый недостаток — физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков;
✓ специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
✓ специальное (коррекционное) образовательное учреждение — образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Использованные источники: Специальная дошкольная педагогика. С. 7.
Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002. С. 113. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 14—16.