Содержание специального образования
1. Особые образовательные потребности |
2. Специальные образовательные условия |
3. Уровни образования |
4. Содержание специального образования |
5. Специальный образовательный стандарт |
1. По определению М.И. Еникеева, потребность — это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. В связи с этим особые образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей.
Особые образовательные потребности имеют социогенный характер.
2. Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н.М. Назарова, включают в себя:
наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;
адекватную среду жизнедеятельности;
проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;
✓ предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
3. Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования — это зависит:
✓ от имеющихся интеллектуальных возможностей;
✓ качества
и своевременности получения специальных образовательных условий.
Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптирования. Другие категории лиц с отклонениями в развитии (неслыша- гцие, слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование.
4. Содержание специального образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.
5. Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья) — базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно- развиваюшей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М. Назарова).
Стандарт включает два компонента:
федеральный — обязательный минимум содержания образовательных программ;
✓ национально-региональный — устанавливает конкретные условия и особенности образования.
Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями.
При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:
✓ общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;
✓ характерные для определенной категории данных лиц. Общие нарушения:
✓ замедленное и ограниченное восприятие;
✓ недостатки развития моторики;
✓ недостатки речевого развития;
✓ недостатки развития мыслительной деятельности;
✓ недостаточная познавательная активность;
✓ пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
✓ недостатки в развитии личности.
Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются:
✓ изменения в содержании общеобразовательных предметов;
✓ специфические учебные предметы (например, для слепых детей — занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).
Использованные источники: Еникеев М.И. Общая психология. С. 123.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред.
B. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1995— 1999. Т. 2. С. 349.
Психолого-педагогический словарь. С. 94—95, 97.
Специсшьная дошкольная педагогика / Под ред. ЕА. Стребелевой.
C. 15.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 122-126.