Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 22. Содержание специального образования

    Содержание материала

    Содержание специального образования

    1. Особые образовательные потребности

    2. Специальные образовательные условия

    3. Уровни образования

    4. Содержание специального образования

    5. Специальный образовательный стандарт


    1.  По определению М.И. Еникеева, потребность — это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности. В связи с этим особые образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей.

    Особые образовательные потребности имеют социогенный характер.

    2.  Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н.М. Назарова, включают в себя:

    наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;

    адекватную среду жизнедеятельности;

    проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;

    ✓ предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

    3.  Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования — это зависит:

    ✓ от имеющихся интеллектуальных возможностей;

    ✓ качества и своевременности получения специальных образовательных условий.

    Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптирования. Другие категории лиц с отклонениями в развитии (неслыша- гцие, слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование.

    4.  Содержание специального образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.

    Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.

    5.  Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья) — базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

    На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно- развиваюшей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М. Назарова).

    Стандарт включает два компонента:

    федеральный — обязательный минимум содержания образовательных программ;

    ✓ национально-региональный — устанавливает конкретные условия и особенности образования.

    Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями.

    При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:

    ✓ общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;

    ✓ характерные для определенной категории данных лиц. Общие нарушения:

    ✓ замедленное и ограниченное восприятие;

    ✓ недостатки развития моторики;

    ✓ недостатки речевого развития;

    ✓ недостатки развития мыслительной деятельности;

    ✓ недостаточная познавательная активность;

    ✓ пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

    ✓ недостатки в развитии личности.

    Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются:

    ✓ изменения в содержании общеобразовательных предметов;

    ✓ специфические учебные предметы (например, для слепых детей — занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).

    Использованные источники: Еникеев М.И. Общая психология. С. 123.

    Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред.

    B.    В.        Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1995— 1999. Т. 2. С. 349.

    Психолого-педагогический словарь. С. 94—95, 97.

    Специсшьная дошкольная педагогика / Под ред. ЕА. Стребелевой.

    C. 15.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 122-126.


    Please publish modules in offcanvas position.