Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 23. Принципы специального образования

    Содержание материала

    Вопрос 23. Принципы специального образования

    1. Понятие о принципах специального образования

    2. Основные принципы специального образования


    1. Принципы специального образования — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно- образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями (определение Н.М. Назаровой).

    2.  Основные принципы специального образования (по Н.М. Назаровой): ✓ принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею JI.C. Выготского о "зоне ближайшего развития";

    принцип ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей;

    принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует гибкого соответствия коррекционно-педагоги- ческих технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

    ✓ принцип социально-адаптирующей направленности образования — подчиненность специального воспитания социальному развитию;

    принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования — удовлетворение потребности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;

    принцип деятельноетного подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

    принцип дифференцированного и индивидуального подхода — организация специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;

    принцип необходимости специального педагогического руководства — осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 127—135.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 14-17.


    Please publish modules in offcanvas position.