Вопрос 23. Принципы специального образования
1. Понятие о принципах специального образования |
2. Основные принципы специального образования |
1. Принципы специального образования — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно- образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями (определение Н.М. Назаровой).
2. Основные принципы специального образования (по Н.М. Назаровой): ✓ принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею JI.C. Выготского о "зоне ближайшего развития";
✓ принцип ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей;
✓ принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует гибкого соответствия коррекционно-педагоги- ческих технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;
✓ принцип социально-адаптирующей направленности образования — подчиненность специального воспитания социальному развитию;
✓ принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования — удовлетворение потребности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;
✓ принцип деятельноетного подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;
✓ принцип дифференцированного и индивидуального подхода — организация специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;
✓ принцип необходимости специального педагогического руководства — осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 127—135.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 14-17.