Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 24. Методы и технологии специального образования

    Содержание материала

    Вопрос 24. Методы и технологии специального образования

    1. Методы обучения

    2. Использование методов обучения на практике

    3. Методы воспитания

    4. Особенности реализации методов воспитания

    5. Понятие педагогической технологии


    1. Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (определение И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина).

    Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями {Н.М. Назарова). Методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями.

    По классификации Ю.К. Бабанского, в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы:

    организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

    стимулирования и мотивации учения;

    контроля и самоконтроля.

    К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:

    ✓ перспективные — передача и восприятие учебной информации посредством чувств;

    ✓ словесные — лекция, рассказ, беседа;

    ✓ наглядные — демонстрация, иллюстрация;

    ✓ практические — упражнения, опыты;

    ✓ логические — индуктивные, дедуктивные, аналогии;

    ✓ гностические — организация и осуществление мыслительных операций — проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские;

    ✓ самоуправления учебными действиями — самостоятельная работа с книгой, приборами.

    Методы стимулирования и мотивации учения:

    ✓ формирование интереса к учению — познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний;

    ✓ формирование долга и ответственности в учении — поощрение, порицание и др.

    Методы контроля и самоконтроля — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.

    2.  В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников.

    Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей:

    ✓ на начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения;

    словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных — вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими;

    логические и гностические методы используются ограниченно — из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии;

    сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность коррекционно-педагогической работы.

    3.  Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

    По А.С. Макаренко, — "инструмент прикосновения к личности".

    Прием воспитания — составная часть или отдельная сторона метода.

    Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы. Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. По классификации Г.И. Щукиной выделяются следующие группы методов воспитания:

    формирование сознания личности — рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

    организация деятельности и формирование опыта общественного поведения — упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

    ✓ стимулирование поведения и деятельности — соревнование, поощрение, наказание.

    4. На практике методы воспитания выступают в сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

    Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель учитывает:

    ✓ закономерности и движущие силы воспитания;

    ✓ индивидуально-типологические особенности и уровень воспитанности детей;

    ✓ природу конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок.

    Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.

    Н.М. Назарова отмечает, что наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, задержка психического развития, речевые и слуховые недостатки) такие методы:

    ✓ упражнение;

    ✓ приучение;

    ✓ воспитывающие ситуации,

    ✓ арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства).

    Приучение и упражнение целесообразно сочетать с объяснением, беседой, инструктажем, примером и т. п.

    Воспитательные возможности беседы, рассказа, разъяснения на начальных этапах специального образования имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, интеллектуальной недостаточности, бедности социального опыта детей, имеющих отклонения в развитии. В этом случае более эффективным является метод примера.

    Методы стимулирования поведения и деятельности детей с особыми образовательными потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии с воспитывающей ситуацией, с учетом требований индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка. Так, не следует злоупотреблять поощрением, в противном случае оно может породить зазнайство и самоуспокоенность.

    В подростковом и юношеском возрасте педагогически целесообразны методы формирования сознания личности и методы стимулирования.

    Согласно ст. 15 Закона РФ "Об образовании" применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо.

    5. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т. Лихачеву). Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она — организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания.

    Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах.

    Разработка оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.

    Использованные источники:

    Еникеев М.И. Общая психология. С. 123. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. С. 103—104. Подласый И. П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 2002. Кн. 2. С. 103-104.

    Лихачев Б.Т. Педагогика. — М.: Юрист, 1999. С. 147—149. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 135—144.


    Please publish modules in offcanvas position.