Вопрос 25. Формы организации специального обучения
1. Понятие форм организации обучения |
2. Основные формы организации обучения |
3. Классно-урочная система |
4. Особенности организации специального обучения |
5. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса |
1. Формы организации обучения (организационные формы) — это
внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
2. Основные виды форм организации обучения:
✓ индивидуальная;
✓ групповая;
✓ фронтальная;
✓ классно-урочная.
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и т. п.
Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую.
При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (обычно 3—5 чел.). Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия.
Может применяться для различных целей:
✓ решение задач и упражнений;
✓ выполнение лабораторных и практических работ;
✓ изучение нового материала.
Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой.
Такая форма организации обучения обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню образования. Вместе с тем при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого ученика.
3. Классно-урочная система — основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:
✓ постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
✓ классирование (планирование) обучения;
✓ осуществление учебного процесса в виде уроков;
✓ постоянное чередование уроков;
✓ вариативность деятельности;
✓ педагогическое управление.
Урок — ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса.
По дидактическим целям и месту уроков в общей системе вьще- ляются уроки:
✓ комбинированные, или смешанные;
✓ изучения нового материала;
✓ формирования новых умений;
✓ закрепления знаний, умений;
✓ обобщения и систематизации;
✓ практического применения знаний, умений;
✓ контроля и коррекции знаний, умений;
✓ интегрированные;
✓ нестандартные.
4. Особенности применения организационных форм специального обучения таковы.
Индивидуальная форма целесообразна, когда:
✓ у ребенка наблюдаются тяжелые и множественные нарушения в развитии и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля, многократности повторения;
✓ ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия;
✓ ребенок обучается на дому.
Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий — 20—30 минут.
Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекционных занятий, развитии речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения.
В средних и старших классах уроки, как правило, традиционного типа.
Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе.
В необходимых случаях на уроке учителя используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других.
5. Дополнительные формы организации педагогического процесса
в системе специального образования:
✓ экскурсии;
✓ самоподготовка;
✓ добавочные занятия и т. п.
Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:
✓ факультативы;
✓ кружки;
✓ клубы по интересам и т. д.
Использованные источники:
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. — М.: ВЛАДОС, 2000. С. 227-228.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. С. 348—350. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 144—147.