Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 25. Формы организации специального обучения

    Содержание материала

    Вопрос 25. Формы организации специального обучения

    1. Понятие форм организации обучения

    2. Основные формы организации обучения

    3. Классно-урочная система

    4. Особенности организации специального обучения

    5. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса


    1.  Формы организации обучения (организационные формы) — это

    внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

    2.  Основные виды форм организации обучения:

    ✓ индивидуальная;

    ✓        групповая;

    ✓        фронтальная;

    ✓        классно-урочная.

    Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и т. п.

    Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую.

    При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (обычно 3—5 чел.). Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия.

    Может применяться для различных целей:

    ✓ решение задач и упражнений;

    ✓ выполнение лабораторных и практических работ;

    ✓        изучение нового материала.

    Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой.

    Такая форма организации обучения обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню образования. Вместе с тем при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого ученика.

    3.  Классно-урочная система — основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:

    ✓ постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

    ✓ классирование (планирование) обучения;

    ✓ осуществление учебного процесса в виде уроков;

    ✓ постоянное чередование уроков;

    ✓ вариативность деятельности;

    ✓ педагогическое управление.

    Урок — ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса.

    По дидактическим целям и месту уроков в общей системе вьще- ляются уроки:

    ✓ комбинированные, или смешанные;

    ✓ изучения нового материала;

    ✓ формирования новых умений;

    ✓ закрепления знаний, умений;

    ✓ обобщения и систематизации;

    ✓ практического применения знаний, умений;

    ✓ контроля и коррекции знаний, умений;

    ✓ интегрированные;

    ✓ нестандартные.

    4.  Особенности применения организационных форм специального обучения таковы.

    Индивидуальная форма целесообразна, когда:

    ✓ у ребенка наблюдаются тяжелые и множественные нарушения в развитии и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля, многократности повторения;

    ✓ ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия;

    ✓ ребенок обучается на дому.

    Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий — 20—30 минут.

    Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекционных занятий, развитии речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.

    Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения.

    В средних и старших классах уроки, как правило, традиционного типа.

    Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе.

    В необходимых случаях на уроке учителя используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других.

    5. Дополнительные формы организации педагогического процесса

    в системе специального образования:

    ✓ экскурсии;

    ✓ самоподготовка;

    ✓ добавочные занятия и т. п.

    Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:

    ✓ факультативы;

    ✓ кружки;

    ✓ клубы по интересам и т. д.

    Использованные источники:

    Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. — М.: ВЛАДОС, 2000. С. 227-228.

    Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2001. С. 348—350. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 144—147.


    Please publish modules in offcanvas position.