Вопрос 26. Средства обеспечения коррекционно- образовательного процесса
1. Общее понятие средств обучения |
2. Слово учителя |
3. Виды искусства как средство развития и коррекции |
4. Художественная деятельность |
5. Учебник как средство обучения |
6. Наглядные средства 7. Технические средства обучения |
1. Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.
К средствам обучения относятся:
✓ живое слово учителя;
✓ виды искусства;
✓ наглядные пособия;
✓ технические средства обучения;
✓ собственная деятельность детей;
✓ педагогические ситуации;
✓ природная среда; окружающая обстановка.
Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Выделяют следующие функции средств обучения:
✓ компенсаторную;
✓ адаптивную;
✓ информативную;
✓ интегративную;
✓ инструментальную.
2. Слово учителя — важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, основной инструмент воспитывающего и обучающего воздействия на ученика для его личностного, интеллектуального и деятельно- стного развития.
В специальном образовании используются такие средства, как дактильная и жестовая речь.
Дактильная речь (по определению Т.И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — дак- тшчемы, которые складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения "считывает" передаваемую информацию.
Жестовая речь имеет две разновидности:
✓ разговорная — употребляется как средство неофициального межличностного общения;
✓ калькирующая — каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.
Зрительное восприятие устной речи — "чтение с лица", или чтение с губ, — используется неслышащими в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.
Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно- двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.
3. Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство — эффективные средства обеспечения коррекционно-образователь- ного процесса в специальном образовании.
Направления в применении различных видов искусства в кор- рекционно-педагогическом процессе (по Т.Н. Галишниковой):
✓ психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений;
✓ психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;
✓ психологическое — катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;
✓ социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.
4. Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:
✓ художественно-речевая;
✓ театрализованно-игровая и др. Это помогает:
✓ развитию речи, общения;
✓ познанию прекрасного;
✓ раскрытию творческого потенциала личности.
5. Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе.
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т.Н. Галишниковой):
✓ пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;
✓ средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
✓ средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков;
✓ средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;
✓ задания, упражнения для становления навыков предметно- практической деятельности;
✓ упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.
6. В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:
✓ реальные объекты (предметы, явления, процессы);
✓ их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;
✓ модели изучаемых объектов и явлений.
Дидактический материал, который активно используется в кор- рекционно-образовательном процессе, делится:
✓ на предметный;
✓ изобразительный;
✓ словесный.
Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
7. Технические средства обучения (ТСО) — необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса. ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:
✓ визуальные — диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;
✓ аудиальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;
✓ аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;
✓ манипуляционные — тренажеры;
✓ автоматические — компьютерная техника и материалы.
В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику, коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии. Использованные источники:
Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. С. 194—195. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 17, 387. Психолого-педагогический словарь. С. 436.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 148—157.