Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 27. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

    Содержание материала

    Вопрос 27. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

    1. Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования

    2. Современное педагогическое образование

    3. Сферы деятельности педагога-дефектолога

    4. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования


    1. Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:

    первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;

    ✓ профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) — началась в 1892 г. в Санкт- Петербурге на основе годичных курсов.

    2.  В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ.

    В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Также будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100—120 часов). В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:

    ✓ тифлопедагогика — педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

    ✓ сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

    олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

    логопедия — с получением квалификации логопеда;

    специальная дошкольная педагогика — педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология".

    Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.

    В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%.

    3.  Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:

    ✓ профилактика;

    ✓ диагностика и консультирование;

    ✓ педагогическое просвещение;

    ✓ участие в психологической и психотерапевтической помощи;

    ✓ образовательная и социально-педагогическая деятельность;

    ✓ организация и руководство образованием;

    ✓ преподавательская деятельность;

    ✓ научно-исследовательская деятельность.

    Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.

    4.  Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:

    педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

    эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;

    педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

    педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;

    педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;

    культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами;

    педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

    Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника — необходимая составная часть педагогического мастерства.

    Ф.А. Pay выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:

    ✓ физическая выносливость;

    ✓ сопротивляемость инфекционным заболеваниям;

    ✓ отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;

    ✓ психическое здоровье.

    Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:

    ✓ доброта;

    ✓ ответственность;

    ✓ терпение;

    ✓ способность к эмпатии;

    ✓ энергичность;

    ✓ увлеченность своей работой;

    ✓ уважение и любовь к своим воспитанникам;

    ✓ профессиональная честность и порядочность. Использованные источники:

    Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 93.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Академия, 2000. С. 5—6.

    Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. С. 235. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 157-162.


    Please publish modules in offcanvas position.