Вопрос 27. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
1. Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования |
2. Современное педагогическое образование |
3. Сферы деятельности педагога-дефектолога |
4. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования |
1. Начало профессиональной подготовки кадров для специального образования:
✓ первые курсы подготовки учителей для обучения детей с особыми образовательными потребностями — открыты в 1812 г. при Берлинской королевской школе глухонемых;
✓ профессиональная подготовка отечественных специалистов (сурдопедагогов и логопедов) — началась в 1892 г. в Санкт- Петербурге на основе годичных курсов.
2. В США существует развитая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров для специального образования. Для этого разработаны более 230 программ.
В странах Западной Европы специальных психологов и педагогов готовят в университетах. Также будущие учителя общеобразовательных школ обязаны изучить курс специальной педагогики (минимальный объем курса 100—120 часов). В России педагогические университеты реализуют программы профессиональной подготовки по следующим специальностям:
✓ тифлопедагогика — педагог слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
✓ сурдопедагогика — педагог глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
✓ олигофренопедагогика — педагог для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);
✓ логопедия — с получением квалификации логопеда;
✓ специальная дошкольная педагогика — педагог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Психологические факультеты высших учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по направлению "Специальная психология".
Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями можно получить в педагогических колледжах.
В настоящее время в России из более чем 200 тыс. педагогов, работающих в отечественной системе специального образования, соответствующие дипломы имеют примерно 10% (кроме крупных городов), тогда как в развитых странах дипломированных специалистов около 95—98%.
3. Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:
✓ профилактика;
✓ диагностика и консультирование;
✓ педагогическое просвещение;
✓ участие в психологической и психотерапевтической помощи;
✓ образовательная и социально-педагогическая деятельность;
✓ организация и руководство образованием;
✓ преподавательская деятельность;
✓ научно-исследовательская деятельность.
Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.
4. Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:
✓ педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
✓ эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
✓ педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
✓ педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;
✓ педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;
✓ культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами;
✓ педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника — необходимая составная часть педагогического мастерства.
Ф.А. Pay выделяет такие необходимые для педагога системы специального образования качества:
✓ физическая выносливость;
✓ сопротивляемость инфекционным заболеваниям;
✓ отсутствие дефектов речи и значительного снижения зрения;
✓ психическое здоровье.
Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:
✓ доброта;
✓ ответственность;
✓ терпение;
✓ способность к эмпатии;
✓ энергичность;
✓ увлеченность своей работой;
✓ уважение и любовь к своим воспитанникам;
✓ профессиональная честность и порядочность. Использованные источники:
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. С. 93.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Академия, 2000. С. 5—6.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. С. 235. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 157-162.