Вопрос 28. Медико-социально-педагогический патронаж
1. Понятие МСЛ-патронажа |
2. Осуществление МСП-патронажа |
3. Направления деятельности системы МСП-патронажа |
1. Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности (по определению Л.И. Аксеновой).
Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж)
предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МСП-патронаж как особый ввд помощи включает:
✓ диагностику;
✓ информационный поиск;
✓ помощь в выборе образовательного маршрута;
✓ проектирование индивидуальных реабилитационных программ;
✓ первичную помощь в реализации планов.
2. МСП-патронаж осуществляется различными психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами — как государственными, так и негосударственными (общественные объединения, ассоциации, благотворительные фонды).
Базовая основа — психолого-медико-педагогические комиссии, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.
МСП-патронаж формируется как часть системы специального образования, взаимодействуя с научно-методическими учреждениями, образовательными структурами, учреждениями здравоохранения и социальными службами.
3. Основные направления деятельности системы МСП-патронажа
(Л.И. Аксенова):
✓ помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута (с привлечением возможностей государственных и негосударственных образовательных структур);
✓ разработка и реализация коррекционно-развиваюших программ в работе с детьми, которые находятся вне образовательного пространства;
✓ реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;
✓ обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка;
✓ содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов (создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей);
✓ реализация современных педагогических технологий (в сфере специального образования);
✓ поддержка общественно-педагогических инициатив (правовое регулирование свободного развития ребенка);
✓ сотрудничество со средствами массовой информации.
Таким образом, МСП-патронаж в современных условиях представляет собой новую модель комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи.
Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 163—165.