Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 28. Медико-социально-педагогический патронаж

    Содержание материала

    Вопрос 28. Медико-социально-педагогический патронаж

    1. Понятие МСЛ-патронажа

    2. Осуществление МСП-патронажа

    3. Направления деятельности системы МСП-патронажа


    1. Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности (по определению Л.И. Аксеновой).

    Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж)

    предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МСП-патронаж как особый ввд помощи включает:

    ✓ диагностику;

    ✓ информационный поиск;

    ✓ помощь в выборе образовательного маршрута;

    ✓ проектирование индивидуальных реабилитационных программ;

    ✓ первичную помощь в реализации планов.

    2.  МСП-патронаж осуществляется различными психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами — как государственными, так и негосударственными (общественные объединения, ассоциации, благотворительные фонды).

    Базовая основа — психолого-медико-педагогические комиссии, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

    МСП-патронаж формируется как часть системы специального образования, взаимодействуя с научно-методическими учреждениями, образовательными структурами, учреждениями здравоохранения и социальными службами.

    3. Основные направления деятельности системы МСП-патронажа

    (Л.И. Аксенова):

    ✓ помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута (с привлечением возможностей государственных и негосударственных образовательных структур);

    ✓ разработка и реализация коррекционно-развиваюших программ в работе с детьми, которые находятся вне образовательного пространства;

    ✓ реализация специальных программ для обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс;

    ✓ обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка;

    ✓ содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов (создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей);

    ✓ реализация современных педагогических технологий (в сфере специального образования);

    ✓ поддержка общественно-педагогических инициатив (правовое регулирование свободного развития ребенка);

    ✓ сотрудничество со средствами массовой информации.

    Таким образом, МСП-патронаж в современных условиях представляет собой новую модель комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 163—165.


    Please publish modules in offcanvas position.