Вопрос 29. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
1. Понятие и значение профилактики инвалидности |
2. Программы ранней помощи |
1. Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики инвалидности: это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
Проблема ранней профилактики и ранней помощи весьма актуальна для современной коррекционной педагогики.
Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь — важнейшая составляющая процесса медико-социально-педагогического патронажа (по мнению Л.И. Аксеновой).
2. Зарубежные программы ранней помощи:
✓ Коннектикутский тест "Обследование развития новорожденных детей до 3 лет";
✓ Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет;
✓ Гавайский профиль раннего обучения;
✓ Мюнхенская функциональная диагностика;
✓ Программа ранней педагогической помощи "Тандем" (Голландия);
✓ Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маккуэри" (Австралия) и др. Отечественная система ранней диагностики и ранней помощи
находится сегодня в стадии становления. Для ее дальнейшего развития необходимо разработать, законодательно обосновать и практически реализовать соответствующую программу национального масштаба.
Российские ученые — Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.Л. Фрухт и др. — разработали авторские программы, направленные на раннюю диагностику и психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями в развитии. В основе указанных программ сформулированное Л.С. Выготским положение о зонах ближайшего и актуального развития ребенка. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 165—168.