Вопрос 30. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
1. Дошкольные учреждения |
2. Принцип комплектования |
3. Образовательный процесс |
4. Характерные признаки советской системы специального образования |
1. Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20—30-е гг. прошлого века.
К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:
✓ ясли-сады;
✓ детские сады;
✓ дошкольные детские дома;
✓ дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
2. Комплектование дошкольных учреждений специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:
✓ слуха (глухих, слабослышащих);
✓ зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и ам- биопией);
✓ речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фо- нетико-грамматическим недоразвитием);
✓ интеллекта (умственно отсталых);
✓ опорно-двигательного аппарата. Наполняемость группы — до 15 воспитанников.
В штат специальных дошкольных учреждений были введены:
✓ олигофренопедагоги; сурдопедагоги;
✓ тифлопедагоги;
✓ логопеды;
✓ дополнительные медицинские работники.
3, Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности:
✓ перераспределение видов занятий между воспитателями и де- фектологами;
✓ организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);
✓ полное финансирование из госбюджета.
4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников:
✓ дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;
✓ диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопатоподобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи либо в единичных специализированных учреждениях;
✓ до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого- педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей только с 2 лет, в детский сад — с 3 лет);
✓ закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;
✓ искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества.
Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогики. Использованные источники:
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 168—171.