Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 30. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

    Содержание материала

    Вопрос 30. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

    1. Дошкольные учреждения

    2. Принцип комплектования

    3. Образовательный процесс

    4. Характерные признаки советской системы специального образования


    1.  Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20—30-е гг. прошлого века.

    К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:

    ✓ ясли-сады;

    ✓ детские сады;

    ✓ дошкольные детские дома;

    ✓ дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

    2.  Комплектование дошкольных учреждений специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:

    ✓ слуха (глухих, слабослышащих);

    ✓ зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и ам- биопией);

    ✓ речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фо- нетико-грамматическим недоразвитием);

    ✓ интеллекта (умственно отсталых);

    ✓ опорно-двигательного аппарата. Наполняемость группы — до 15 воспитанников.

    В штат специальных дошкольных учреждений были введены:

    ✓ олигофренопедагоги; сурдопедагоги;

    ✓ тифлопедагоги;

    ✓ логопеды;

    ✓ дополнительные медицинские работники.

    3,  Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности:

    ✓ перераспределение видов занятий между воспитателями и де- фектологами;

    ✓ организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);

    ✓ полное финансирование из госбюджета.

    4.  Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников:

    ✓ дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;

    ✓ диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопатоподобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи либо в единичных специализированных учреждениях;

    ✓ до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого- педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей только с 2 лет, в детский сад — с 3 лет);

    ✓ закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;

    ✓ искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества.

    Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогики. Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 168—171.


    Please publish modules in offcanvas position.